Замочники Вулвергемптона. Эдвин Чилтон. Gun Lock Makers of Wolverhampton. Edwin Chilton.

 

Эдвина Чилтона (Edwin Chilton), думаю, небезосновательно считают преемником Бразье и Стентона. Он родился в декабре 1850 года. Его отец Уильям Чилтон был изготовителем латунного литья (brass founder), а мать Сара Чилтон воспитывала пятерых детей, из которых Эдвин был самым младшим. Обучение Чилтон прошёл у Джона Стентона на Merridale Road и в 1873 году открыл собственное дело в двух бывших школьных классах на втором этаже здания, выходящего на Lowe Street. Эдвин начал с изготовления 2-х ножных токарных станков. В этом деле ему помогали два друга с фабрики на Stafford Road. Чилтон нанял человека по имени Уильям Мьюн (William Munn), а тот для подсобных работ привлёк мальчика по имени Редж Аткинс (Reg Atkins). В таком составе мастерская работала несколько лет, пока в 1877 году по совету своего старого друга Дж. Кенни (J. Kenny), с которым они учились в St. Judes School, Чилтон не принял на работу ещё одного мальчика по имени Чарльз Олкок (Charles Alcock). В 1939 году Олкок записал свои воспоминания о работе у Чилтона. Я благодарен Марку Куперу (Marc Cooper) из Black Country* Society, который поделился этими записями. *С 1846 года название «The Black Country» носил промышленный регион Западного Мидлэнда, куда входит и Вулвергемптон.

Эдвин Чилтон (1850 — 192(?))

 

Поначалу Чарльзу Олкоку пришлось выполнять разную «странную» работу, например, обрезать фитили у парафиновых ламп, которые освещали мастерскую после наступления темноты. Через две недели к нему присоединился Уильм Беддоуз (William Beddows), перешедший от Джона Стентона. Эти трое: Редж, Чарльз и Уильям — проработали у Чилтона до преклонного возраста, став старейшими работниками компании. В 1877 году заказов поступало столько, что Чилтону пришлось построить новую мастерскую на New Hampton Road. Было нанято ещё несколько работников. Поначалу из Бирмингема шли заказы на простые замки и замки «второго сорта», но потом механизмы Чилтона стали покупать лучшие оружейники Лондона. Мастерская выпускала подкладные замки (bar action) и замки с задним расположением боевой пружины (back action). Постепенно производство расширялось. Появились новые работники — Эдмонд Локли (Edmund Lockley), «удивительно сильный, умный и разносторонний человек», Гарри Додд (Harry Dodd), Дик Лоусон (Dick Lawson) и Джим Барнетт (Jim Barnett) пришли от Стентона, Г. Фелловс (H. Fellows), Дж. Фишер (J. Fisher) и Джозеф, брат Уильма Мьюна, переехали из Бирмингема. Собрался большой коллектив работников, многие из которых, по мнению Чарльза Олкока, могли бы без всяких проблем найти работу у других фабрикантов ружейных замков.

Замок Чилтона с отбоем курка. Фото: D.C. Whitman Custom Gunsmithing

 

Джон Стентон, изобретатель замка с отбоем курка, получал роялти в 3 шиллинга и 3 пенса за каждую пару. Подтверждением оплаты роялти были клейма с номером патента на замочных досках. Иногда Чилтон сам отвозил замки заказчикам, иногда они отправлялись почтой в субботу, чтобы в понедельник быть в Лондоне. Так продолжалось годами, пока повсеместно не стали переходить на выпуск охотничьего оружия с внутренними курками. В 1884 году Фредерик Бизли возобновил собственное дело, и Чилтон отправился к нему. Бизли предложил изготовить образец своего замка и дал для этого схему, рисунки и уже готовую замочную доску. Самой большой проблемой оказалось сделать мощный курок радиусом в 2 раза меньше, чем курок куркового ружья. Было испробовано множество образцов, прежде чем получился нужный результат.

Чилтон изготавливал замки для лучших оружейников. В данном случае для Стефена Гранта (Stephen Grant). Фото: vicknairgunsmithing.blogspot.com

 

Чилтон стал выпускать замки для W.C. Scott & Son в 3-х категориях качества по ценам, более низким, чем для заказчиков из Лондона. Он отвозил замки в Бирмингем в субботу утром и тут же получал за них деньги, что было хорошим подспорьем, поскольку лондонские оружейники платили раз в квартал. Чилтон познакомился с Томасом Перксом (Thomas Perks), «умным человеком, не устававшим от интриг». Перкс изобрёл несколько вариантов эжектора и даже впоследствии судился с компанией Вестли Ричардс, пытаясь аннулировать патент на эжектор Дили. Со временем число заказов на замки стало уменьшаться, поскольку ружья системы Энсон-Дили, придуманные для «машинного» производства, в большом количестве стали производить такие компании как, например, BSA (Birmingham Small Arms Co).

Первоначально эжекторы монтировались прямо на основание цевья. Фото: jblanchdatabase.co.uk

 

Бизли посоветовал Чилтону заняться эжекторами. Первоначально это были механизмы с v-образными пружинами, работавшими по принципу ружейного замка. Томас Перкс предложил размещать их внутри небольшого корпуса, прикреплённого к основанию цевья. Эти корпуса делались из цельных пластин, которые нарезались из кованой заготовки. Специально для этого Чилтон купил большой ножной станок и нанял работника по имени Джон Чёрн (John Churn), «прекрасного и сильного человека, не боявшегося никакой работы». Множество механизмов в таком исполнении мастерская Чилтона выпустила для  W.C. Scott & Son, которые по достоинству оценили новый эжектор, поскольку он позволял значительно сократить количество операций при сборке ружья. Напряжения, которые возникали в корпусе эжектора при взводе механизма, потребовали применения стали и, соответсвенно, другого усилия на шпинделе станка и педали, которую приходилось нажимать тысячи раз. Поэтому в помощь к Чарльзу и Джону был нанят ещё один работник Берт Милз (Bert Mills) с фабрики Chubb`s Works.

Эжекторы Дили в корпусе. Фото:Daryl Hallquist.

 

На Вестли Ричардс изготовили аналогичный эжектор, только в несколько ином корпусе, поставив на нём клеймо с номером патента Дили. Перкс подал в суд, но  после многочисленных экспертиз, заседаний и аппеляций иск был отклонён, поскольку принцип, запатентованный Дили, оставался неизменным. Судебная тяжба, требовавшая значительных средств, разорила Перкса, и в 1898 году он был объявлен банкротом. Эта ситуация негативно отразилось на бизнесе Чилтона.

Работа на Бирмингем требовала количества в большей степени, чем качества, поэтому придумывлись и использовались разные приспособления для того, чтобы, например, обтачивать на станке пакет из 20-ти курков, а не каждый по отдельности. До этого на пределе своих возможностей Эдмонд Локли собирал от шести до восьми пар замков в неделю. Чилтона вполне удовлетворяло сотрудничество с производителями Бирмингема, но были и другие заказы. Например, большая партия замков, предназначавшихся для отправки в Америку. Около 100 пар этих замков «зависли» из-за тарифного закона МакКинли (протекционистский закон, установивший заградительные пошлины на ввозимые товары), принятого в США в 1890 году, и были пущены под нож.

Важнйшим элементом любого ружейного замка является боевая пружина. Когда Чилтон только начинал, пружины «на стороне» отковывал старый кузнец, которого звали Олдбери (Oldbury). Потом этим занимался Райт (Wright) в мастерской на Sweetman Street. Вскоре у Чилтона появилась собственная кузница с кузнецом Джорджем Данкомбом (George Duncombe), который проработал несколько лет, прежде чем его сменил Джек Грайнжер (Jack Grainger). В отличие от своих коллег, не признававших ничего, кроме штамповки,  Грайнжер не привередничал и выполнял любую, самую сложную работу.

Односпусковое ружьё Бизли. Фото: morphyauctions.com

 

Чилтон постоянно сотрудничал с Бизли, который потихоньку изготавливал свои ружья, но большого бизнеса не имел. На оружейном рынке появились двустволки с одним спуском. Бизли тоже приложил к этому свою руку, получив ряд патентов на односпусковой механизм. Несколько нижних оснований (личин) для таких механизмов Бизли изготовила мастерская Чилтона; их лично сделал Чарльз Олкок. Сами механизмы были изготовлены в Бирмингеме. Сколько — неизвестно.

Вертикалка Бизли «Shotover». Фото: drake.net

Уникальные замки для вертикалки «Shotover» работы мастерской Чилтона (E.Chilton & Son).

 

Следующей «инновацией», изменившей оружейный мир, стало ружьё с вертикально спаренными стволами. Хотя такая конструкция известна очень давно, её появление на ружьях для охоты и спорта, англичанами, известными консерваторами, было воспринято в штыки. Чарльз Олкок написал: «…и тогда появилась идея о том, чтобы один ствол был поверх другого, дабы упростить прицеливание…но я думаю, что большинство людей предпочитают старый стиль, а именно стволы рядом». Тем не менее, Бизли сконструировал собственную вертикалку, которая рекламировалась под названием «Shotover». Замки для неё выпускал Чилтон (E. Chilton & Son). Это уникальное ружьё заслуживает отдельного рассказа. Скажу только, что оно имело один или два спуска и неотъёмное от колодки цевьё.

Устройство Block Patent Safety.

 

Как только появилось бескурковое ружьё, тут же встал вопрос его безопасности в момент непреднамеренного срыва курка, например, при падении. Одно из первых устройств безопасности появилось на замках для  W.C. Scott & Son под названием Block Patent Safety. Длинный рычаг на оси под действием пружины не позволял курку достать до бойка при случайном срыве. Он размещался в прорези бокового основания замка. Тысячи таких прорезей сделал Редж Аткинс. Однажды во время испытаний он случайно прострелил себе ногу так, что её хотели даже ампутировать. Пока Аткинс выздоравливал, его работу выполнял Чарльз Олкок. Другим вариантом был предохранитель, который Чилтон устанавливал на старых курковых замках. В них курок запирался ползуном снаружи замочной доски. Такой же ползун запирал курок внутрикуркового замка, а снаружи находилась только кнопка. Третий вариант представлял собой так называемое двойное шептало, которое стало стандартным в мастерской Чилтона.

Смотровое отверстие на ружье W.C. Scott & Son. Фото:drake.net

Ружьё Ланга.

 

Разновидностей замков, выпускавшихся компанией Чилтона, было не так много, но среди них попадались весьма экзотические. Как-то для Ланга был сделан замок со снимающимися боковыми основаниями, закреплявшимися винтом в замочной скважине, в которую нужно было вставить маленький золотой ключ, чтобы отвернуть винт. Зачем? Вероятно, чтобы «рассматривать и восхищаться» хорошо отполированным и частично покрытым золотом механизмом. Ключ можно было носить на цепочке для часов. Многих волновал вопрос, взведены ли замки их ружей полностью. Для этого у  W.C. Scott & Son существовали смотровые отверстия, закрытые стеклом, через которые можно было увидеть курки. Была изготовлена специальная вырубка, которая делала отверстие в боковом основании с бортиком снаружи. Внутри отверстие подрезалось и вставлялось стекло,  которое закреплялось маленькой рамкой на 2-х винтах. Все эти «изыски» отпали сами собой, а остались действительно рациональные конструкции, проверенные временем.

Согласно переписи 1911 года Уильям Бредшоу Чилтон числился помощником отца (аssistant in the business).

Уильям Бредшоу Чилтон (William Bradshaw Chilton, 1888-1964). Фото предоставлено Марком Купером (Mark Cooper).

 

В 1920 году Чилтон реанимировал (приобёл?) торговую марку JOSEPH BRAZIER ASHES и стал выпускать ружейные замки под этой маркой. У Эдвина Чилтона и его жены Элис Энн (Alice Ann) было двое детей: дочь Элис Элен (Alice Ellen, 1880-1954)  и сын Уильям Бредшоу Чилтон (William Bradshaw Chilton, 1888-1964), который стал владельцем компании в 20-х годах после смерти отца. По воспоминаниям сотрудников, перед и после Второй мировой войны ему помогал сын Эдвин Чилтон — младший. В 1932 году в компанию устроился Виктор Гриффитс (Victor Griffiths), чей отец W.H. Griffiths там уже работал. После Виктора Гриффитса остались воспоминания, которые также любезно предоставил Марк Купер.

Список работников Чилтона в 30-х годах, составленный Виктором Гриффитсом по памяти. Предоставлен Марком Купером (Mark Cooper).

 

В 30-х годах ВСЕ замки у Чилтона изготавливались вручную. Единственной механизацией была пара механических молотов «Oliver» для горячего формования заготовок. Потом поковки отправлялись в муфельную печь для отжига. Части замка грубо обрабатывались учениками, после чего их доводили опытные работники. Затем присходила первая сборка замка, потом разборка, шлифовка, закаливание (кроме основания замка) и полировка. Замок собирался, отлаживался и проверялся, после чего отправлялся к клиенту. Если заказывались пары, то их очень тщательно подбирали так, чтобы все их характеристики совпадали. В тёмное время использовались переносные газовые светильниками, запитанные от общей трубы, поскольку они позволяли избежать тени в рабочей зоне. Потолочное и лестничное освещение, естественно, было электрическим. Рабочее время продолжалось с 8 до 17 с часом на обед — в понедельник и с 8 до 18 часов — с вторника по пятницу. В субботу работали до 12-00. Не было никаких перерывов «на чай», и рабочие весь день проводили на ногах. Зарплата была сдельной, платили только за готовые замки. Ученики начинали в 14 лет, потом 7 лет стажировались с зарплатой 8 шиллингов в неделю. За работу без замечаний начинающим замочникам доплачивали 2 шиллинга в год. После достижения совершеннолетия в 21 год они переходили на сдельную работу. Первая задача ученика — стоя на табуретке у верстака, получить с помощью напильника плоскую поверхность. За учениками была уборка цеха и помощь квалифицированным работникам. Ученики начинали в 11-00. Тонкая работа по изготовлению ружейных замков  целиком и полностью зависела от индивидуального мастерства работника и она не поддавалась механизации вплоть до начала 50-х годов.

В 1958 году компания Chilton & Son Ltd. выживала, предлагая пружины, инструмент и серийное производство любого типа.

 

Компания располагалась в 2-х зданиях, выходящих фасадом на Sweetman Street и соединённых между собой. На 2-х этажах первого здания и половине 2-го этажа второго располагались цеха. Ещё половину занимал офис с дамой, каких повсеместно называли «Леди Клерк». Половину первого этажа занимал кузнечный цех, а другую половину — магазин. В 1939 году компании пришлось заняться военными заказами. В конце войны спрос на замки для спортинговых ружей был практически нулевым.

Письмо компании Edwin Chilton & Son от 28 марта 1946 года.

 

В 50-х в компании работало около 20 человек, включая 2-х учеников. Тем не менее, Эдвин Чилтон — младший упорно продолжал дело деда и отца, но всё же в 1977 году вынужден был продать бизнес тому, кто «ничего не знал о ружейных замках». В результате фирма растеряла квалифицированных работников и закрылась.

Замок E.Chilton & Son с ружья “Twelve-Twenty” компании Stephen Grant & Joseph Lang Ltd. 1948 год. Фото: drake.net

Замки E.Chilton & Son с «вертикалки» Boss & Co. Начало 60-х годов. Фото: A.A. Brown & Sons

 

Клейма Чилтона (кроме JOSEPH BRAZIER ASHES): Е. CHILTON и E. CHILTON & SON (после 1897 года). Их можно увидеть на замках лучших британских ружей: Holland & Holland, Purdey, Boss, W.R. Leeson, W. Powell & Son, C.S. Rosson & Co, Beesley, Stephen Grant и множестве других.

 

 

Оставьте комментарий