Интервью

Это интервью одному охотничьему журналу в своё время не было опубликовано, но оно, полагаю, даёт ответы на некоторые вопросы, которые задают читатели.

Расскажите о себе.

И.К. Родился в Каунасе, детство и юность прошли в Риге, высшее инженерное образование получил в Москве. В прошлой жизни был одним из первых советских предпринимателей. Сейчас работаю оружиеведом-ассенизатором.

Шутите?

И.К. Ничуть. Историческое оружиеведение в части охотничьего оружия это настоящие авгиевы конюшни, наполненные домыслами и заблуждениями. Вот я и пытаюсь по мере сил и возможностей их расчищать, но иногда мне кажется, что наполняются они быстрее.

Как вы выбираете темы для своих статей?

И.К. По-разному. Например, в переписке с Ю.В. Шокаревым, автором «Русского охотничьего оружия», выяснилось, что его оценка Гонно как «русского Пёрдэ» основывалась исключительно на отзывах современников. Это стало причиной написания статьи.

«Русский Пёрдэ» оказался французом?

И.К. Экспатом из Шалон-сюр-Сона, что в Бургундии. Туда же Николя Гонно вернулся на закате жизни. Триггером к написанию статьи «Моргенрот, Штарбус и другие» стала книга Томаса Ходжа о Тургеневе. «Голланды маршала Жукова» появились в майском номере, естественно, в связи с Днём Победы. И так далее.

Кстати о Жукове. Вы получили ответ из архива ФСБ, который мы ранее анонсировали?

Ружьё Holland & Holland, подаренное маршалом Жуковым дочери Эре.

И.К. Центральный архив ФСБ переадресовал в архив администрации президента, оттуда отправили в федеральное архивное агентство, из агенства запрос переправили в архив социально-политической истории, из которого недавно получен ответ, что нужно обращаться в центральный архив ФСБ. Круг замкнулся. Зато посчастливилось познакомиться с двумя замечательными женщинами: Эрой Георгиевной Жуковой, дочерью маршала, и его внучкой Татьяной Юрьевной Василевской. Если помните, в статье упоминается ружьё, подаренное маршалом Жуковым Эре Георгиевне. Благодаря публикации этот «голланд» и дарственный медальон удалось найти. Оказалось, что ружьё 20, а не 28 калибра, и подарок был сделан не в 1951, а в 1949 году.

Почему «мифы» оружиеведения?

И.К. В моём понимании «миф» это заблуждение большинства, и оно, как сказал классик, не перестаёт быть заблуждением от того, что большинство его разделяет.

Уверены, что разоблачая старые мифы, вы не создаёте новые?

И.К. Надеюсь, что нет, иначе не было бы этих статей, и мы бы с вами не вели этот разговор. Тринадцать лет назад я начал писать для периодических изданий, но потом отказался от этой затеи, поскольку понял, что допускаю ошибки, а, как известно, что написано пером… Пришлось завести собственный сайт. В отличие от печатного сетевое издание позволяет исправлять, изменять и дополнять.

Ваш сайт «Магия охотничьего оружия» — коммерческий проект?

И.К. Сайт создавался в помощь прежде всего музейным работникам и журналистам, пишущим об охотничьем оружии. Пока это чистый альтруизм.

Вы говорили, что для вас не существует авторитетов.

И.К. Документы, артефакты и оружейные клейма — всё остальное не имеет значения. В молодости авторитеты, конечно, были, но, как говорится, иных уж нет, а те далече.

Судя по вашим статьям о «парадоксе» Бутурлина и системах Ивашенцова, вы не самого высокого мнения об этих классиках?

И.К. Напротив, отдаю им должное как энтузиастам и первопроходцам, но скептически отношусь к оружию, в качестве конструкторов которого отметились Ивашенцов, Бутурлин и Лейдекер. Из всей когорты дореволюционных авторитетов в области охотничьего оружия, по-моему, только Нетыкса имел техническое образование, остальные — поголовно юристы. Похоже, именно в этом была основная причина их заблуждений. Кроме уже упомянутых, можно вспомнить Ланге, да ещё, пожалуй, Тарнопольского.

Тарнопольский — владелец журнала «Охотничий вестник»?

Из объявления в журнале «Охотничий вестник» №1, 1916 год.

И.К. Формально Тарнопольский не владел журналом, хотя это была важная часть его торгового предприятия, помогавшая привлекать клиентуру, более того, его участие в самом журнале скрывалось. Отсюда публикации под псевдонимом «гражданский инженер». В 1904 году главный редактор журнала Алексеев написал, что он и есть «гражданский инженер». И только в 1916 году тот же Алексеев признался, что это псевдоним Тарнопольского. Между тем, существует миф, что «гражданским инженером» был некий сотрудник журнала по фамилии Позняков. Забавно, миф родился из-за пропущенной запятой в перечне постоянных авторов, о чём я написал давным — давно, но даже такой серьёзный ресурс, каким по определению должна быть электронная библиотека Минкульта РФ, продолжает тиражировать это заблуждение.

Вернёмся к мифам. Ваши статьи в четырёх номерах журнала посвящены Лебо и Куралли.

И.К. Лебо — Куралли — наше всё, а если серьёзно, то вряд ли где-то ещё с бóльшим пиететом относятся к этой марке, чем на просторах бывшей Российской империи.

Полагаете незаслуженно?

И.К. Я полагаю, что эта марка осталась бы в череде других льежских марок оружия высокого класса, если бы не Лардере, поставщики императорского двора. Не думаю, что есть другая марка, вокруг которой накручено столько небылиц.

Что вы считаете своим главным достижением?

И.К. Свою репутацию у коллег в РФ и за рубежом. Если говорить об оружиеведении, то, помимо прочего, могу поставить себе в заслугу детальное описание целого ряда ранее неисследованных ружейных систем. В большинстве моих работ вы найдёте оружиеведческие открытия.

Какое из них, по вашему мнению, самое важное?

И.К. Самое важное — люди, которых удалось вернуть из забвения: Гуревич, Береснев, Щербаков, Казанский, Коэндерс, Штендебах, Райф и другие. Что вы знаете, например, о Цимбалисте?

Кто это?

Самозарядное ружьё Яна Цимбалиста.

И.К. Ян Иосифович, он же Иван Осипович Цимбалист. Один из немногих изобретателей Российской империи, имевший заграничные патенты. В 1909 году запатентовал во Франции конструкцию оригинального самозарядного ружья по типу двустволки-переломки, у которой вместо левого ствола располагался патронник, а автоматика работала за счёт отката ствола справа. Ружьё существовало в металле и стреляло. Это вам не «парадокс» Бутурлина или все системы Ивашенцова, сконструированные путём сложения давно известных решений. Цимбалист жил в еврейском местечке Круки недалеко от Сувалок. Ныне это Криукай, Литва. Неудивительно, что вы не слышали эту фамилию, ведь даже тамошие краеведы ничего не знают об этом человеке и его изобретениях.

Не могли бы вкратце рассказать о каком-нибудь открытии из последних, связанных с охотничьим оружием.

И.К. Недавно нашёл дробовик с одним доселе неизвестным улучшением системы Лефоше, которое вместе с модификациями Адамса, Ричардса и Дугласа позволяет по-новому взглянуть на эволюцию охотничьего ружья. Система Лефоше жила и совершенствовалась гораздо дольше, чем это принято считать.

Последний вопрос. Будет ли продолжение в следующем году?

И.К. Пока не знаю. Две книги лежат в незавершённом виде.

Спасибо за интервью.

И.К. Вам спасибо.

 

Оставьте комментарий