ОРУЖЕЙНИКИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ХIX — XX ВЕКОВ. Мацка. GUNMAKERS OF ST. PETERSBURG XIX — XX CENTURIES. Matska.

Matska

Ружьё Ф.О. Мацки № 274. Фото:Berlie Cherney. Снимок для статьи Bill Wise (1938 — 2007) и Геннадия (Geno) Шарко (1959 — 2011) в «The Double Gun Journal».

 

 Глава IV. Франц Мацка.

 

Несколько слов о фамилии Мацка. В Чехии её носителями сегодня являются около пяти десятков человек, в основном в Брно и его окрестностях (один из центров оружейного производства с первой четверти XIX века). В чешском и словацком языках ударение обычно падает на первый слог, поэтому МАцка. В старых изданиях эта фамилия не склоняется. В соответствии с нормами современного русского языка фамилии и имена, заканчивающиеся на безударную а без предшествующей гласной, подлежат склонению. По воспоминаниям В.В. Курбатова («Оружейники Петербурга-Петрограда-Ленинграда», Наша охота, 1989 г.), на дверях квартиры мастера висела медная табличка «Фёдор Осипович Мацка», причём имя Фёдор начиналось с буквы «фита». В старых справочниках С.-Петербурга фигурирует «Франц Осипович Мацка, оружейный мастер».

Реклама Ф.О. Мацки в журнале «Русский охотник». 1894 год.

 

Не так давно выяснилось (И. Беляев, Петербургские истории, «Калашников» 1/2018), что австрийский подданный Франц Мацка, чех по национальности, появился в России в 1879 году в качестве подмастерья у Гонно (о том, что Ф.О. Мацка начинал подмастерьем у Гонно, написал в своём «Охотничьем календаре» Л.П. Сабанеев). С 1881 года он получил в канцелярии Петербургского градоначальника несколько свидетельств (разрешений) на собственную оружейную мастерскую по следующим адресам: 4.06.1881 — Графский пер. 5/18, 11.07.1882  — ул. Разъезжая 16 кв. 15, 9.11.1884  — ул. Кабинетская (находилась в доме на углу улиц Кабинетской, сегодня — ул. Правды, и Ивановской, сегодня — ул. Социалистическая; номер дома по обеим улицам был 12). Квартира Мацки имела 6 комнат, две из которых занимала мастерская. Мацке разрешалось пользоваться переносным горном. С.А. Бутурлин в статье «О цене ружей» («Псовая и ружейная охота», кн. VIII, 1900 г.) заметил: «…домовладельцы…нередко обязывают квартирантов не иметь скрипок, собак и даже детей. А ведь кузница не скрипка, даже не ребёнок, и за свою небольшую мастерскую на скромной улице, во дворе, Ф.О. Мацка платит значительно более 2000 рублей в год…» На какой «скромной» улице во дворе была кузница Мацки — не ясно. Адресные справочники с 1890 года дают адрес только на улицах Кабинетской или Ивановской. Появление адреса в справочнике носило заявительный характер и имело практический смысл. По адресной книге можно было найти мастера и сделать заказ. В.В. Курбатов написал, что после смерти мастера в сентябре 1907 года мастерская на Кабинетской 12 по решению суда отошла его подмастерью К.П. Маслову. Узнать об этом он мог только со слов самого Маслова. Между тем, статистические данные говорят, что, например, в 1913 году только 4% (!) петербуржцев имели собственную недвижимость, остальные проживали в арендуемом жилье. У дома, где жил Мацка, были собственники: купцы А. и И. Куранцовы, вдова гвардии поручика Х.Г. Матушевича и Х.Г. Байер. Из отношения судебного пристава 16 участка Санкт-Петербургского столичного мирового суда от 9 августа 1908 г., найденного И. Беляевым (Петербургские истории, «Калашников» 1/2018), следует, что имущество, оставшееся после смерти Мацки, подлежало передаче консульству Австро-Венгрии.

peterburga-podrobnaya-turisticheskaya

Адреса Ф.О. Мацки: 1 — ул. Разъезжая, 16; 2 — ул. Кабинетская /ул. Ивановская, 12.

 

В 1886 году журнал «Природа и охота» опубликовал статью о 1-й выставке русского охотничьего оружия, где Мацка экспонировал свои ружья наряду с Гонно: «…Ф.О. Мацка выставил счётом 16 ружей, из которых лишь два на продажу, остальные же были взяты на время выставки у владельцев. Все эти ружья послужили своим владельцам безукоризненно, нисколько не изменив своих внутренних и наружных качеств. Большая часть этих ружей* со стволами Леопольда Бернара (лишь три с английскими дамасковыми) и замками Джозефа Бразье. Впрочем, одно было кажется с замками самого Мацка. Затворы, как двойные, так и тройные, преимущественно пружинные между курками (Ричардса), а некоторые с затворами Ланкастера. Штуцеров было им выставлено три, из них два экспресса. В числе ружей одно было бескурковое. Преимущественно ружья 12 к., но одно было 16, а другое 28-го. Сверловка всех ружей цилиндрическая и только в некоторых левые стволы чок-бор. *Одно, 16 кал.,было по заказу с бельгийскими. В последнее время Мацка стал ставить, по желанию заказчиков, и стволы Гессе-Лемоана (E.Heuse-Lemoiner — прим. автора). Кроме ружей Мацка выставил и несколько частей ружей вчерне, как-то: ложу, замки, спусковые и кованные части. Работа всех ружей превосходная и я вполне убеждён, что равного ему мастера нет.» Высшими наградами выставки — бронзовыми медалями были награждены Н.Ф. Гонно и Ф.О. Мацка «за безукоризненное изготовление дорогих охотничьих ружей центрального боя», Н.В. Лутковский «за хорошее приготовление ружей центрального боя небольшой стоимости», ИТОЗ и фирма «Шаф сыновья» «за образцовую выделку холодного охотничьего оружия». Спустя 13 лет ежемесячник «Псовая и ружейная охота» опубликовал данные экспертизы на 2-й выставке оружия Императорского Русского Технического Общества в 1897 году. На этой выставке были подвергнуты испытаниям ружья Мацки, Льежской Мануфактуры (представленные Чижовым), Лебо (представленные Лардере), Франкотт (представленные Вишневским), а также Верней Каррон, Губо, Новотного, Скалы и Грязнова. Из 7 ружей Мацки, участвовавших в испытаниях, только в одном были выявлены недостатки в сверловке стволов (как писал Бутурлин, кривизна стволов у Мацки, как правило, встречалась в дамасковых блоках Л. Бернара). Недостатки в сверловке и в спайке, а также плохая закалка коробок были отмечены, например, у всех 4-х ружей Франкотт. Ружья Мацки выделялись «богатой» гравировкой, которая, впрочем, изяществом уступала гравировке на ружьях Франкотт. По результатам испытаний боя лучшим ружьём выставки была признана курковка Мацки 12 калибра № 199 со ствольным блоком  длиной 786 мм и чоками в обоих стволах. Промеры показали диаметр правого ствола — 18,64 мм (чок — 17,523 мм), левого ствола — 18,61 мм (чок — 17,5 мм). Ружьё продавалось по цене 430 рублей. Оно пережило современную «реставрацию» и находится в работоспособном состоянии. Остальные ружья Мацки показали бой приблизительно такой же, как и у других участников, например, у ружья Льежской мануфактуры за 185 рублей. Ещё одно ружьё ЛМ за 280 рублей показало лучший бой, чем все двустволки Мацки (кроме № 199).

7184436

7184508

Ружьё Ф.О. Мацки № 199 — лучшее по бою на 2-й выставке оружия Императорского Русского Технического Общества в 1897 году.

 

Вне всякого сомнения, Франц Мацка был отличным мастером европейского уровня. Он перенял метод фабрикации у своего бывшего патрона Гонно: местная сборка и отделка с использованием качественной комплектации зарубежных производителей. Это очевидный и давно доказанный факт. Тем не менее, до сих пор идут споры о том,  что мастер делал сам, а чего не делал. Ответить на этот вопрос может помочь элементарная математика. Парадокс Бутурлина №257 был закончен Мацкой в 1900 году.  Значит, в первом приближении можно считать, что за 17 лет  было изготовлено 257 ружей или в среднем 15 ружей в год. Другими словами, одно ружьё в 20 дней. Допустим, Мацка работал 10 часов в день. Таким образом, затраты на производство 1 ружья составили 200 часов, что в 6 (!) раз меньше средних затрат на производство современного штучного ружья. Выводы напрашиваются сами.

ппclip

Улица Правды 12 (бывшая Кабинетская). Ножной токарный станок конца XIX века.

 

В.В. Курбатов (надеюсь, со слов Н.П. Маслова, которого знал лично) написал: «Ложи Мацка подгонял заказчикам сам и очень тщательно…» Что мог делать Мацка на ножном токарном станке, который упоминают все, посещавшие его мастерскую? Естественно, детали вращения, такие как бойки, втулки или винты. Не стоит забывать, что все оружейные мастерские того времени занимались переделкой на центральный бой ружей под шпилечные патроны. Для многих это было существенным источником дохода. Мог ли Мацка сам вырубать ружейные колодки, используя молоток и зубило? В случае необходимости, вероятно, мог. Но была ли такая необходимость, когда можно было приобрести нужные детали у производителя, выпускавшего их в больших количествах на механизированных производствах с соответствующей себестоимостью?

DSCF6477

Колодка куркового ружья Мацки. Опиловка выполнена в мастерской. На внутренних частях наблюдаются остатки «цветной» калки. Оригинальная пружина затвора работает как на новом ружье.

 

Судя по клеймам, Мацка обычно покупал готовые ствольные блоки, что вовсе не исключало перепайки в случае необходимости (одна пара из стали Круппа была перепаяна для С.А. Бутурлина «…в конце, чтобы уничтожить лёгкую кривизну»). О качестве сборки Мацки говорит тот факт, что все известные сегодня ружья с его именем находятся в работоспособном состоянии. Именно качественная сборка наряду с качеством материалов обеспечивает, например, долговечность запирания. Занимался ли мастер доводкой боя? С.А. Бутурлин писал: «…хороший мастер не раз и не два с иным ружьём подъедет в тир, постреляет и опять примется кое-где трогать сверлом и полировать.» Школу Ф.О. Мацки прошли его подмастерья, ставшие потом самостоятельными мастерами: Б.Ф. Ружичка и Н.П. Маслов. Ю.В. Шокарев считает, что И.Л. Алешкин тоже некоторое время работал у Мацки, хотя прямых доказательств этому нет. В №5 журнала «Русский охотник» за 1894 год была опубликована заметка А. Ивашенцова, в которой сообщалось об открытии в Санкт-Петербурге оружейной мастерской Карла Скалы: «Этот ружейный мастер учился, по его словам, у Лебеды, затем работал у Ф.О. Мацка и в Петербургском магазине Гринера, ныне же начинает самостоятельную работу». Из документов, найденных И. Беляевым, следует, что с 1882 года у Мацки служили 2 подмастерья и 2 ученика, что соответствует количеству вышеназванных фамилий работников, прошедших через мастерскую мастера.

Ружьё Мацки №17 «bar-in-wood». 1883 год. Фото: Tuomo Hopeasaari

 

Если говорить о комплектации, то поставщиками, чьи изделия преобладают на ружьях Мацки, были: Joseph Brazier & Son, Thomas Kilby & Son, Manufacture Liegeoise d`Armes a Feu (ML) и, возможно, P. Webley & Son и/или W. & C. Scott & Son (Webley & Scott Ltd — после 21.10.1897). Что касается заявления В.В. Курбатова о поставках с фабрики Биттнера, я не вполне уверен, что это так, хотя в №14 «Приволжского вестника охоты» за 1891 год Г. Тарновский, известный как переводчик книги Гринера «Ружьё», написал: «…кажется один Мацка выписывает коробки вчерне из Австрии». На ружьях Мацки хорошо известное клеймо Биттнера не наблюдается. Особо дотошные читатели наверняка вспомнят заметку Ю.А. Маслова и его замечание, что «Услугами фабрики из Вейперта (Биттнера — прим. авт.) пользовались такие известные производители высококлассного оружия как Йохан Шпрингер и Йохан Калецки из Вены, Ян Новотны в Праге, ферлахские штучники» («Мастер Ружьё», № 4 (157) 2010 г). Между тем, по данным чешских исследователей, в лучшие времена у Биттнера работало порядка 100 человек, выпускавших около 650 ружей в год. Несопоставимые цифры с механизированным производством, например, Льежской мануфактуры или компании W. & C. Scott & Son, где ружья и дешёвая комплектация хорошего качества производились в большом количестве. Впрочем, всё может быть. Ответ даст ружьё Мацки с колодкой, которую можно однозначно атрибутировать как изготовленную в Вейперте, естественно, если таковая будет найдена. Особый интерес вызывают ранние работы мастера, потому что в них просматривается преемственность от Гонно именно в отношении производителей комплектации. К сожалению, ружей, которые относятся к первым годам самостоятельной работы Ф.О. Мацки, известно очень мало, но даже те, что можно увидеть, позволяют сделать интересные выводы о поставщиках. Например, курковка bar-in-wood № 17  1883 года cо стволами Леопольда Бернара. Такие курковки выпускали известные фирмы Пёрдэ и Вестли Ричардс, а также другие производители, в числе которых была фирма P. Webley & Son. С ней и с компанией Леопольда Бернара сотрудничал Гонно, у которого Мацка начинал свою деятельность в России.

DSC06304

Ружьё Мацки № 188. Замки Бразье с задним расположением боевой пружины.

 

Теперь о том, что не вызывает сомнений. Мацка применял тип верхнего скрепления Webley Top Screw Grip («верхнее резьбовое запирание Уэбли»), который был запатентован Томасом Вильямом Уэбли и Томасом Брейном (Британский патент № 3053 от 20.06.1882, американский патент № 275737 от 15.01.1883). В первоначальном варианте, благодаря резьбе на оси ключа, взаимодействующей с резьбой в отверстии коробки, головка ключа при повороте перемещалась вверх-вниз, прижимая выступ на продолжении прицельной планки. Потом конструкцию изменили. Ключ насаживался на втулку с внутренней резьбой, которая ходила по вертикальному винту. Винт можно было подтягивать, легко компенсируя износ резьбы. Сам выступ, называвшийся компенсационным (compensating lump) и, соответственно, паз в ствольной коробке, могли быть самой разной формы, например, иметь вид так называемой «кукольной головы» (doll’s head)

DSC06296

Два вида Webley Top Screw Grip на ружьях Мацки.

 

Мацка использовал ещё один способ верхнего скрепления типа Westley Richards (британский патент № 1572 от 14.06. 1871.), когда компенсационный выступ запирался горизонтальной задвижкой. Вместе с нижней рамкой (как правило) он представляет собой один из вариантов запирания, которое на фирме W. & C. Scott & Son имело патентованное название Triplex (или Triple, или Treble) Lever Grip («тройное рычажное запирание»). При этом механизм мог работать от бокового рычага (как в патенте Уэбли и Брейна), нижнего рычага или верхнего ключа. Скрепление Webley Top Screw Grip и запирание Triplex Lever Grip широко применяли бирмингемские оружейные мануфактуры P. Webley & Son и W. & C. Scott & Son, а потом и объединённая Webley & Scott Ltd. Вывод о том, что Мацка сотрудничал с ними, следует не только из этого факта или, скажем, факта его работы у Гонно, который имел деловые контакты с этими производителями, но и из анализа геометрии колодок его курковок, оказавшихся идентичными ружьям W. & C. Scott & Son. Что касается бескурковых ружей, то английское происхождение колодок не столь очевидно, хотя есть признаки, прямо указывающие на это.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Запирание Triple Lever Grip на ружьях Мацки № 236 (слева), № 274 (по центру) и на ружье P. Webley & Son (справа).

 

Так знаменитый «глазок» на боковом основании (crystal indicator), запатентованный 15 сентября 1875 года и использовавшийся на ружьях W. & C. Scott & Son, а потом Webley & Scott до 1906 года, можно наблюдать на ружье Мацки №306. Повторяется форма врезки спусковой скобы в коробку, иногда форма опиловки боковых оснований замков и даже декор. Мацка, как правило, применял подкладные курковые замки с личинкой на 4-х винтах. У  W. & C. Scott & Son такой можно увидеть, например, на курковке 10 калибра. У Мацки тоже есть двустволка 10 калибра с полным набором лондонских клейм, означающим, что она собрана и отстреляна в Англии, скорее всего, в «белом» виде (к вопросу, что мастер делал сам).

12

Ружьё Ф.О. Мацки 10 кал. № 232. Снимок предоставлен Классическим ювелирным Домом «Лобортас». Фото: Владислав Филин.

 

Отношение Мацки к запиранию с течением времени менялось: от «двойного» с нижней рамкой до Triple Lever Grip. В конце концов пришло понимание, что количество узлов скрепления не влияет на его долговечность. В 1899 году журнал «Псовая и ружейная охота» опубликовал письмо под заголовком «Об оружейнике г. Мацка». Автор письма, характеризуя мастера, как человека «вполне бескорыстного, пренебрегающего даже своими интересами ради желания служить нашему охотничьему делу», поведал следующую историю. У него расшаталось ружьё с двойным затвором, и он обратился к Ф.О. Мацке с просьбой установить тройной затвор. Мастер в ответ написал, что эта работа может стоить от 50 до 250 рублей, но она лишняя, поскольку третий узел «есть пятое колесо в телеге и пользы он не приносит», и что Пёрдэ и Ланкастер обходятся без него. Их ружья «даже после долгого употребления не дают шатания, тогда как Франкотт, Зауэр и Лебо, несмотря на тройные затворы, в непродолжительном времени отлично расшатываются». Мацка использовал замки преимущественно от Joseph Brazier & Son. Понятный выбор, если учесть репутацию компании Бразье, поставлявшего свои изделия самым уважаемым английским производителям. На ружьях Мацки можно наблюдать 6 видов замков:  курковый с передним расположением боевой пружины без отбоя курка, такой же с отбоем, курковый обратный с отбоем, курковый льежского типа с пружиной сзади, а также 2 бескурковых на боковых основаниях с передним и задним расположением пружины.

George T. Abby of Chicago

Курковые подкладные замки компании Joseph Brazier & Son с отбоем (справа) и без. Личинка на 4-х винтах.

DSCF6330

Замки (обратные с отбоем) компании Joseph Brazier & Son с ружья Мацки №152

DSC_0035

Ложноподкладной замок с отбоем компании Joseph Brazier & Son с ружья Мацки №188

12465276

Подкладной замок компании Joseph Brazier & Son на ружье Мацки №161. Фото: guns.ru

073A5898

Замок льежского типа компании Joseph Brazier & Son с ружья Мацки №301.

0025

Ещё один вариант замка компании Joseph Brazier & Son с ружья Мацки №274.


Опиловка боковых оснований курковых и бескурковых замков тоже 2-х видов. Либо это классический подкладной или ложноподкладной замок, выступ основания которого заходит в паз колодки, либо это укороченное основание без выступа.

140665

Ружьё Мацки № 304. Вариант опиловки бокового основания замка Бразье.

DSC06270

Ружьё Мацки № 301. Опиловка бокового основания замка Бразье в исполнении «ложноподкладной».

 

Атрибуция стволов и ствольных блоков никаких вопросов не вызывает. Мацка использовал дамасковые блоки Леопольда Бернара (L. Bernard) и Хёс-Лемуана (E.Heuse-Lemoiner), а также дамасковые, ламинатные и стальные (сталь Витворта) блоки производства Томаса Килби (Thomas Kilby & Son). После 2-й выставки оружия 1897 года у Мацки появились стволы Льежской мануфактуры (Manufacture Liegeoise d`Armes a Feu) из стали завода Коккериль. Появление «специальной стали» Круппа («три кольца») сопровождалось публикациями результатов всевозможных испытаний, доказывающих её превосходство над другими ствольными материалами. Несмотря на то, что на некорректность этих испытаний обращали внимание его современники, С.А. Бутурлин, опираясь только на публикации в иностранной печати, начал пропагандировать достоинства крупповской стали. При этом, веря рекламе, он думал, что «специальная сталь» эксклюзивно поставляется на J.P. Sauer & Sohn, а Мацка безуспешно пытался там заказать стволы. В 1898 году Бутурлин получил информацию от представителя Круппа в Англии Августа Рейхвальда, что стволы из стали Круппа (гладкие) можно приобрести по цене 50 шиллингов (24 рубля) за пару и 70 шиллингов (30 рублей) за спаянный блок (если покупалось менее дюжины, то цена увеличивалась на 10 шиллингов), после чего написал Мацке: «…реклама Зауэра — вздор». Мацка впоследствии по желанию клиентов иногда заказывал  ствольные блоки из «специальной стали» Круппа у Килби.

15223369

Эжектор с ружья Мацки № 278. Напоминает излюбленный бельгийскими оружейниками механизм, в котором взведение обеспечивет общий ползун, взаимодействующий с уступами коробки при открывании ружья.

 

На ружьях мастера редко, но встречаются эжекторы. Причина в том, что русские охотники их не любили и считали ненужным излишеством.

16456-1-УРМ

Парадокс 24 кал. Бутурлина — Мацки № 257. Снимок предоставлен Национальным музеем Удмурдской Республики им. Кузебая Герда.

 

Настоящая история парадоксов Ф.О. Мацки затерялась в многочисленных интерпретациях современных авторов, пишущих на оружейную тему. Ружья с такой сверловкой мастер изготавливал и до «парадокса» Бутурлина.  Так ружьё № 184 12 калибра со сверловкой «парадокс» в обоих стволах демонстрировалось на  2-й выставке оружия Императорского Русского Технического Общества в 1897 году наряду с «парадоксами» Новотного и Льежской мануфактуры. Оно было укомплектовано дамасковым ствольным блоком длиной 763 мм и весом 1,614 кг, сверление в котором выполнила компания A. Francotte & Cie. «Парадокс» принадлежал инженер-полковнику Михаилу Михайловичу Стесселю (ещё одно ружьё Мацки № 122 с гладкими стволами было украдено у Стесселя на Николавском вокзале С.-Петербурга). «Парадокс» Мацки № 200 имел внутрикурковые замки на боковых основаниях, дамасковые стволы Килби длиной 30 дюймов и весил 3,336 кг. В 1898 году Мацка принял заказ С.А. Бутурлина на изготовление «парадокса» 24 калибра. Это ружьё демонстрирует возможности самого Мацки, как оружейного мастера. Пожалуй, ни в одно другое ружьё не было вложено столько его собственного труда, что нашло отражение в сроках изготовления — около двух лет. Оно спроектировано самим С.А. Бутурлиным, и не является ружьём «системы Ивашенцова». В ГИМе находится ружьё № 322 — копия «парадокса» Бутурлина, но только гравированная и с гладкими стволами.

SONY DSC

Гравировка на ружье Мацки № 113 соответствует лучшим образцам английской работы.

DSC062870

Ружья Ф.О. Мацки №301 (слева) и И.Л. Алешкина №75 (справа). Одинаковые замки Бразье и система взведения. Гравировка выполнена одной и той же рукой.

 

Между тем, не на все вопросы, появившиеся после изучения изделий Мацки, найдены ответы. Неизвестно кто занимался отделкой его оружия. На некоторых ранних ружьях высококлассная гравировка неотличима от лучших образцов гравёрной работы, например, компании W. & C. Scott & Son. Что это может означать? Копирование? Возможно…Ещё один вопрос. Выяснилось, что одна и та же рука гравировала изделия Ф.О. Мацки и И.Л. Алешкина. Кто этот неизвестный мастер? Ответ пока не найден. Интересная  история произошла с участием ружья Мацки .410 кал. Долгое время циркулировала ошибочная информация о том, что это ружьё было изготовлено компанией Лебо — Куралли для цесаревича Алексея, сына Николая II. В 1991 группа специалистов, в которой были известные в оружейном мире персоны: Дэвид Тревальян, Михаэль Макинтош и Дэвид Бейкер — посетила Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи в С.-Петербурге (ВИМ). Сохранилась фотография г-на Макинтоша с ружьецом .410 калибра. В 1993 году в Double Gun Journal вышла статья, где оно было названо ружьём Лебо. И только в 2007 году на старых снимках боковых оснований двустволки была обнаружена надпись «Ф.О. Мацка». Ружьё имеет интересную гравировку в стиле «рокайль». В Государственном историческом музее (ГИМ) имеется ружьё Мацки 12 кал. № 306 с аналогичной гравировкой. Мастер, выполнивший эту работу, неизвестен.

Czar_Nickolas_ll_Sons_.jpg~original

Ружьё Мацки .410 калибра в Double Gun Journal. Михаэль Макинтош (1933 — 2010) с этим ружьём. Фото: doublegunshop.com

3e68bdc948504471f250fad1ef652681

Гравировка в стиле «рокайль» на ружье Мацки №2.. (последние цифры скрыты владельцем).

Гравировка на ружье Мацки №247.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Рельефная гравировка на ружьё Мацки № 326. Фото: Ю. Максимов.

Ружьё Мацки № 310 из коллекции П.Н. Гусева. «Пражский» стиль гравировки, оброн, всечка золотом. Фото: А. Журавков.

IMG_7911

Гравировка на ружье Мацки № 164.

 

Если принять во внимание сложность гравировки на ружьях Мацки и приведённый в начале статьи расчёт (одно ружьё в 20 дней), то становится ясно, что один гравёр не в состоянии был выполнить такую работу. Ниже представлены два снимка разных ружей Мацки одной системы. Верхнее ружьё, определённо имеет более качественную гравировку. Внимательное рассмотрение создаёт ощущение работы разных мастеров. Один — более  мастеровитый с хорошим художественным вкусом, другой — старательный, но менее изощрённый в мастерстве, возможно, ученик или подмастерье. Если приглядеться, то можно увидеть, что картинка под казённой частью верхнего ружья повторяется на боковом основании нижнего. Можно предположить, что обе работы были сделаны в одной мастерской. Среди старых любителей охотничьего оружия С.-Петербурга бытовало мнение, что ружья Мацки гравировались в Риге. Версия, не лишённая оснований, если учесть, что в этом городе в 1872 году Рижским (немецким) торговым союзом было открыто лучшее в Российской империи ремесленное училище (Gewerbeschule des Rigaer Gewerbe-Vereins), в котором готовили в том числе гравёров по металлу. В С.-Петербурге этой специальности обучали в Центральном училище технического рисования барона Штиглица, где среди студентов и преподавателей было много уроженцев Латвии.

Сюжетная гравировка на ружье Мацки №224. Фото: Е. Калашников

Сюжетная гравировка на ружье Мацки №241.

 

На свои ружья Мацка, как правило, ставил металлический затыльник, среди охотников получивший название «скелетон». Форма ложи могла быть самой разной: прямой, пистолетной или полупистолетной, редко со «щекой», но обычно имела «слёзки» в месте врезки задней части боковых оснований. Пистолетная рукоятка всегда оканчивалась медальоном.

DSC06294

Металлический затыльник «скелетон» и медальон на ружьях Мацки были обычными атрибутами.

 

Автор статьи «Ещё раз про Мацку и немножко о профессионализме» (МОГ, №22, 1995 г.) написал, что Мацка брал деньги у заказчика вперёд, делая соответствующую запись в тетради, а номер заказа потом становился номером ружья. Источник этой информации неизвестен. Между тем, в своих объявлениях Мацка указывал на наличие на складе готовых ружей. На 1-й и 2-й выставках оружия Императорского Русского Технического Общества Мацка выставлял в том числе непроданные ружья. Одно из них №200 по совету А.П. Ивашенцова приобрёл некто Лосев. «Парадоксы» в стволах его ружья были убраны (левый ствол — чок, правый — цилиндр). За эту работу, а также за золотой медальон с монограммой владельца и кожаный футляр Мацка денег не взял. Ружьё было продано по той же цене 460 рублей, с которой оно экспонировалось на выставке. На основании недавно найденных документов интересный случай описывает И. Беляев (Петербургские истории, «Калашников» 1/2018): «В 1902 году Ф. О. Мацка подал в суд на графа М. П. Толстого*. Согласно заявлению Мацки, граф Толстой не заплатил ему за работу 175 руб. Свидетелем со стороны истца был его ученик…К. Маслов. Приглашённым…экспертом стал другой известный петербургский оружейник — Иван Алешкин, за экспертизу которому было заплачено 5 р. Суть дела заключалась в следующем. В январе или феврале 1899 года граф Толстой к своему ружью Гонно заказал два ствола…«самого лучшего качества» с условием, что работа будет сделана к началу охотничьего сезона, но Мацка работу сделал только к ноябрю, причём стволы оказались «ненадлежащего качества» и граф вернул их Мацке. Согласно показаниям Маслова, граф был недоволен боем. Безуспешно прождав стволы до осени 1900 года, граф, в конце концов, заказал стволы в магазине Чижова. Мацка же сделал работу лишь к февралю 1902 года, после чего стволы были доставлены графу. Тот, естественно, отказался их оплачивать, но Мацка тоже не принял возвращённые графом стволы (таким образом, они остались у графа), после чего подал на него в суд. В конечном итоге после апелляции суд выиграл граф Толстой». Попытку раскрыть экономику производства штучных ружей в своё время предпринял С.А. Бутурлин («О цене ружей», Псовая и ружейная охота, кн.VIII, 1900 г.), предположив, что мастерская Мацки выпускала 25 единиц оружия в год (по факту — около 15). Аренда мастерской — 133 руб., страховка и инвентарь — 20 руб., стволы — 65 руб., ложа и цевьё — 37 руб., замки — 20 руб., другие части — 20 руб., работа сторонних мастеров — 12 руб. Итого: 307 рублей. Остаётся 123 рубля из 430 (стоимость ружья). Таким образом, мастерская приносила от 180 рублей (15 ружей в год) до 250 рублей (25 ружей в год) в месяц плюс доход от мелких работ, ремонта и пристрелки (за которую Мацка брал 25 руб.). Интересно сравнить цены Мацки и других производителей. Курковое ружьё с Triple Lever Grip от компании W. & C. Scott & Son магазин А. Биткова продавал за 150, а Э. Бернгард и Ко — за 225 рублей, но это были ружья в рядовом исполнении. Великолепно гравированное садочное курковое ружьё той же компании со стволами из стали Витворта магазин Э. Бернгард и Ко предлагал за 725 рублей. Аналогичное ружьё Мацки стоило 430 рублей. Удивительные цифры приводит в своей статье И. Беляев (Петербургские истории, «Калашников» 1/2018). После смерти Мацки, согласно справке Санкт-Петербургского общества взаимного кредита, на его вкладе, который был открыт 8 мая 1900 года, оказалось 6174 руб. 53 коп. Из этих средств 105 руб. 75 коп. было уплачено по гражданскому иску некоему Александру Ильенко.

*Граф Михаил Павлович Толстой, генерал-майор, герой русско-турецкой войны 1877-1878 годов.

DSC06242

Ружьё Мацки № 301.

 

Не стоит думать, что Мацка изготавливал ружья только «высокого разбора». В журнале «Природа и охота» за 1885 год мастер разместил объявление, в котором сообщал, что лично изготавливает ружья высшего класса со стволами Леопольда Бернара или лучшими английскими, аккуратной и чистой работы с тонкой гравировкой и точным механизмом по цене 350 рублей, штуцеры по цене 400 рублей. Ружья «второго разбора» со стволами  Хёс-Лемуана (E.Heuse-Lemoiner) и таким же точным механизмом предлагались за 200 рублей. Из объявления следовало, что готовые ружья находятся на складе по адресу: Кабинетская, 12.  Действительно, иногда попадаются курковки Мацки, которые «высоким разбором» не назовёшь.

Объявление в журнале «Природа и охота». 1885 год.

 

А. Битков, в 1890 году называвший себя «оружейным мастером», размещал объявления в  «Охотничьей газете» о продаже подержанного ружья Мацки со стволами из стали Витворта «за полцены».  «Полцены» в первом объявлении означали 500 рублей, в последующих — 300. Спустя несколько месяцев объявление перестало выходить, вероятно, ружьё было продано. Означает ли это, что в 1890 году фамилия Мацка была уже на слуху? Скорее всего, да. Большую известность Мацке принесло опубликование результатов экспертизы на 2-й выставке оружия Императорского Русского Технического Общества. Для их автора С. А. Бутурлина выставка предоставила возможность досконально изучить изделия Мацки. Являясь товарищем (заместителем) председателя (А.П. Ивашенцова) и секретарём первой секции экспертной комиссии выставки, Сергей Александрович  написал программу испытаний нарезного оружия и лично в них участвовал (программу испытаний гладкоствольного оружия написал А.П. Ивашенцов). 

Экспертная комиссия 2-ой выставки охотничьего оружия И. Русского технического общества. Петербург, 1897 г.

Экспертная комиссия 2-й выставки оружия Императорского Русского Технического Общества. А.П. Ивашенцов (сидит первый справа) и С.А. Бутурлин (стоит второй справа). Снимок предоставлен Ульяновским областным краеведческим музеем им. И.А. Гончарова.

 

Предоставим слово С.А. Бутурлину: «Главной отличительной чертой работы этого мастера (Мацки — прим. автора) является исключительно хорошая пригонка частей ружья, как металлических, так и деревянных. Точность его работы настолько велика, что ружья лучших английских мастеров скорее уступят ему в этом, чем превзойдут его. Он прекрасно калит колодки и другие части ружья, а это, в связи с великолепной пригонкой и отчетливостью действия частей, обусловливает долговечность службы его ружей. Для ружей своих он берет лучшие по материалу и выделке стволы и замки. Если что и можно поставить в упрек этому мастеру, то это — не всегда удачное помещение центра тяжести в ружье и несколько тяжелый общий вид ружья. Только в одном этом отношении ружья Ф. Мацка могут быть превзойдены такими знаменитостями, как Гонно, Перде, и др. Вышеназванные, бесспорно главнейшие для службы ружья качества, в связи с оказанным как дробовыми, так и пульными ружьями прекрасным боем и умеренными, сравнительно, например, даже с Лебо и Франкоттом, ценами, равно и разумный выбор бескурковых систем,—дают, по мнению Экспертной Комиссии, Мацке право на получение первой награды—золотой медали Императорского Русского Технического Общества». Между тем, докладывая об итогах выставки на заседании Русского Технического Общества, С.А. Бутурлин заявил: «...Применение стали Коккериль и хороших сортов Дамаска, замечательная точность и однообразие выделки стволов… гарантируют прочность и безопасность, и вообще, хорошую службу и бой ружей «Льежской мануфактуры». …Ружья этой фирмы стоимостью до 430 рублей стояли, несмотря на низкую цену, выше ружей таких прекрасных мастеров, как Мацка». Такой вывод Бутурлин сделал, прежде всего, исходя из оценки боя. Качество боя — это, пожалуй, единственная характеристика, в оценке которой расходятся современные владельцы ружей Мацки. Попробовать оптимизировать бой ружей мастера решил некий г-н Э.Б., опубликовавший заметку о своих опытах в «Охотничьей газете» в 1889 году. В эксперименте участвовали 2 ружья Мацки: одно — со стволами Л. Бернара (без чоков, длина 18 вершков, 12 калибр) и бумажными гильзами Беккера, другое — со стволами Килби (чоки, длина 16 вершков, 12 калибр) и медными гильзами Венига  14-го калибра. Используя 65 мм гильзы, порох Охтенского завода и английскую дробь разного размера, вышеозначенный господин получил результаты, которые по методике оценки боя Ивашенцова позволили написать, что «данные ружья бьют слишком хорошо». О самих ружьях он высказался так: «…Пригонка всех мельчайших частей до того артистична, что комар носа не подточит…всё идёт как по маслу…бой…свидетельствует о их совершенстве, за что считаю непременным долгом принести уважаемому Францу Осиповичу свою искреннюю благодарность». Судя по старой периодике, некоторые ружья Мацки действительно имели отличный бой, но это не меняет картину в общем-то ничем не выдающегося, по современным понятиям, боя его ружей, находящихся до сих пор в эксплуатации. Думаю, причина в том, что сегодня мало кто экспериментирует с оптимизацией боя, предпочитая пользоваться патронами заводского снаряжения.

dscf65290

Ружьё Мацки с блоком стволов, установленным его учеником Масловым.

Сводная таблица ружей Ф.О. Мацки*. Условные сокращения: P — нижняя рамка, WSG — Webley Screw Grip, L — loop (петля), TLG — Triple Lever Grip. *Два ружья (152 и 304), собранные Ф.О. Мацкой, имеют ствольные блоки, номера которых (25433 и 24577) не соответствует нумерации блоков Томаса Килби по году выпуска, но вполне соответствуют таковой на ружьях К.П. Маслова. Это означает, что эти блоки установлены К.П. Масловым, и они были либо дозаказаны к «родной» паре, либо она была заменена.

 

В 1900 году Бутурлин написал, что «спрос на ружья Мацки больше предложения». Так это или нет, но все ружья мастера нашли своих владельцев. Среди них был Великий князь Георгий Александрович (1871 — 1899). Его двухствольный штуцер со стволами Килби (номер блока 20799) был изъят из Гатчинского арсенала Петроградской ЧК в ноябре 1921 года. Пара ружей Мацки были также у Великого князя Владимира Александровича (1847 — 1909). С 1883 по 1907 год Мацка выпустил чуть более 340 ружей, но для подавляющего большинства русских охотников эти ружья были просто не по карману. Австрийский подданный Франц Мацка умер 17 сентября 1907 года в возрасте 48 лет и 21 сентября был похоронен на Успенском кладбище Санкт-Петербурга. Его могила до сих пор не найдена. Мастер не был женат и не оставил потомков. После смерти Ф.О. Мацки дело продолжил  его бывший подмастерье К.П. Маслов.

Вместо заключения.

История про одно из лучших ружей, изготовленных в XX веке в России, была написана Биллом Вайсом (1938 — 2007) и Геннадием Шарко (1959 — 2011) для американского журнала «The Double Gun & Single Shot Journal» (vol. 16, iss.2, 2005). Она посвящена ружью Мацки №274 и, отчасти, самому мастеру. Ружьё сейчас находится в США, куда переехало из Англии. В туманный Альбион ружьё в своё время привёз английский дипломат, купивший его в 1910 году в Париже у дипломата из России. Дробовик 12 калибра весом 3,43 кг со стволами Килби весом 1,72 кг из стали Витворта имеет обратные замки Бразье и запирается с помощью нижнего рычага Дау. Его сравнение с ружьём Вудварда «The Automatic» совершенно безосновательно, поскольку ружьё Мацки взводится обычным способом при переламывании. Ружьё №274 смотрели многие специалисты и все в один голос отмечали идеальную подгонку и гравировку, которая выглядит «ошеломляюще». 

002

Гравировка на ружье Мацки № 274. Фото: Berlie Cherney («The Double Gun Journal»).

 

На г-на Вайса особенно сильное впечатление произвела гильошировка слегка вогнутой прицельной планки, выполненная вручную. По его словам, ничего лучшего в жизни он не видел. С ним согласились эксперты, такие как Михаэль Петров (1947 — 2014). Опрошенные им гравёры сообщили, что если кто и возьмётся сегодня за такую работу, то стоить она будет от 100$ за дюйм. Стволы ружья Мацки  длиной 30 дюймов не имеют чоковых сужений. Два профессиональных стрелка заявили, что с этим ружьём управляться так же удобно, как с лучшими ружьями, из которых им только приходилось стрелять, включая Пёрдэ и Фабри. В Англии для ружья Мацки компанией Charles Osborne & Co была изготовлена вторая пара стволов длиной 28 дюймов.

Matska shotgun

Гильошировка прицельной планки выполнена вручную.

 

001

Надпись перед кнопкой предохранителя.

 

На один вопрос относительно этого ружья авторы статьи ответ не нашли. На золотой вставке перед кнопкой предохранителя, где на ружьях Мацки можно наблюдать «safe», «закрыто» или просто «S», находится надпись. Г. Шарко увидел «полЪно» (через «ять») и предположил, что речь идёт о фамилии Поленов. Я думаю, что написано слово «нольно» в значении, которое на современных выключателях  имеет «О» (ноль) — «выключено». Снимок ружья Мацки №274 размещён в начале этой статьи. Вне всякого сомнения, это действительно лучшее из известных на сегодняшний день ружей мастера, но за его именем на ружье скрыты имена других мастеров. К сожалению и скорее всего они никогда не станут известны, но именно этим безызвестным мастерам должна принадлежать часть славы Франца Мацки.

 

Оставьте комментарий