Казалось бы, что нового можно увидеть в механизме ружья, ведь всё давно описано и не один раз? Ан нет, искушение забраться во внутрь пересиливает опасение не справиться с прикипевшими винтами, особенно если у вас в руках старый «бестган». Многим не даёт покоя ореол исключительности, окружающий охотничье оружие трёх лондонских компаний: James Purdey & Sons, Holland & Holland и Boss & Co. Что в нём такого? Есть ли какие-то секреты, например, в механизме? Хорошо зная историю восхождения этих трёх производителей на вершину оружейного Олимпа и рассказывая читателям о «неизменном качестве изготовления и боя на протяжении более чем столетия», ловил себя на мысли, что повторяю чужие слова. Со временем появилась возможность составить собственное мнение, в том числе относительно механики. Эта статья об устройстве дробовика в весьма редком для Holland & Holland исполнении.
Начну, однако, с экскурса в историю. В 1883 году пытливый и в высшей степени информированный главный редактор «The Field» Джон Генри Уолш (John Henry Walsh) организовал первое в Соединённом Королевстве сравнительное испытание нарезного охотничьего оружия. Во всех 10-ти классах победу одержали ружья Гарриса Голланда (Harris Holland). Этот факт упоминается часто, но мало кто знает, что особой конкуренции на том испытании не было. В 1-м классе («грачиные» ружья) было 6 производителей, во 2-м («экспрессы» .400 кал.) кроме Голланда не было никого, в 3-м («экспрессы» .450 кал.) — 2 производителя, в 4-м («экспрессы» .500 кал.) и 5-м («экспрессы» .577 кал.) — 4 производителя, в 4-х классах нарезных ружей 4, 8, 10 и 12 кал. — по 2 производителя, в 10-м, единственном «гладкоствольном» классе (дробовики 12 кал.) — 2 производителя. Конкуренцию Голланду составили: Tranter, Adams, Bland, Jeffries и Watson. Тем не менее, статус «победителя» использовался в рекламе почти три десятка лет, а надпись «Winners of all «The Field» Rifle Trials, London» сопровождала каждый разворот каталога H&H.
Несмотря на то, что до 1883 года оружие Holland-Holland неоднократно было отмечено на разных выставках, настоящее международное признание пришло в 1900 году на Всемирной выставке в Париже, где компания получила Grand Prix. Из отчёта жюри: «Дом Holland & Holland впервые выставляется в Париже. Они уже давно приобрели, даже во Франции, хорошую репутацию производителей высокоточного охотничьего оружия с одним или двумя стволами. Они использовали, среди прочего, изобретение капитана Фосберри «Paradox», заключающееся в создании на конце стволов гладкоствольных ружей цилиндрического сужения шириной в несколько сантиметров и выполнении спиралевидных нарезов с определенным профилем. Этот процесс позволяет использовать в охотничьих ружьях пули большого калибра, получая ранее недостижимую точность в обычных гладких цилиндрических стволах, при этом сохраняя использование свинца для стрельбы по дичи. Paradox — оружие, которое выбирают первопроходцы. У господ Голланда и Голланда была очень хорошая коллекция оружия в Pavillon des Forêts, среди которого они показывали: бескурковые дробовики со съёмными замками очень надежной конструкции, с простыми эжекторами и с одним спусковым крючком, управляющим двумя замками; двуствольное нарезное ружьё нового калибра .375 с замечательной точностью для использования кордита, нового пироксилового пороха, принятого английским правительством, который даёт поразительную проникающую способность». К слову, что касается других получателей Grand Prix среди производителей охотничьего оружия, то компанию господам Голланд составили Джеймс Пёрдэ (James Purdey & Sons) и Фердинанд Куралли (Lebeau-Courally).
Успех в Париже был закреплён в 1904 году на международной выставке в Сент-Луисе (США), где компания Holland & Holland вновь получила Grand Prix за дробовики и нарезные ружья, а также за футляры для оружия. Другим получателем Grand Prix стала компания W.W. Greener. В 1910 году в Вене под патронажем императора Франца Иосифа состоялась грандиозная охотничья выставка*, на которой компания Holland & Holland была отмечена высшей наградой (Highest Award).
*Хотя венскую выставку назвали «первой» (Erst International Jagd-Ausstellung), в действительности первой международной охотничьей была выставка 1881 года в Клеве (Cleve, Северный Рейн-Вестфалия).
Двуствольное нарезное ружьё Holland & Holland, выпущенное для королевского двора Италии в 1900 году. Фото: hollandandholland.com
Несомненно, влияние на оценку оружия современниками оказывал статус поставщика двора или конкретной монаршей особы. Компания Holland & Holland с 1883 года числилась поставщиком короля Италии. Известно одно из ружей, выпущенных для итальянского королевского двора. Эта нарезная двустволка .295 кал. была окончена 14 мая 1900 года, а спустя полтора месяца король Умберто I был убит анархистом Гаэтано Бреши.

Двуствольное нарезное ружьё Holland & Holland 4-го кал. Юарта Скотта Грогана из Королевской оружейной коллекции.
Дональд Даллас (Donald Dallas), автор фундаментальной книги о Holland & Holland, написал, что компания имела сертификаты поставщика королей Испании и Португалии, кронпринца Австрии и принца Уэльского. До 1963 года во всех каталогах и на всех этикетках H&H писалось: «By appointment Gunmakers to the late King George V» («По назначению оружейников покойному королю Георгу V»). Действительно, 1 февраля 1911 года Holland & Holland получили королевский сертификат (Royal Warrant). Одна только незадача: информации о том, что Георг V владел или использовал оружие H&H, не существует, в отличие, скажем, от оружия James Purdey & Sons. Более того, король был сторонником курковых ружей. То ли ему, то ли 1-му маркизу Рипону (Джордж Фредерик Сэмюэль Робинсон) приписывают фразу, что ружьё без курков всё равно что спаниель без ушей. В Королевской оружейной коллекции можно отметить разве что нарезную двустволку H&H 4-го калибра, которую брал на сафари в 1897 году известный путешественник Юарт Скотт Гроган (Ewart Scott Grogan), да современную 20-ку «Royal», гравированную Филом Когганом.
Дымный штуцер Holland & Holland 10 кал. Асафа Джа VI, правителя Хайдарабада. 1876 г. Фото: rockislandauction.com
Агент (дилер) Holland & Holland в России Жан Лардере, будучи поставщиком императорского двора, не смог там «пристроить» ничего из того, что выпускала компания. Более активно, судя по всему, действовали агенты в Индии. Например, Джозеф Рок (Joseph Rock) или Вальтер Локе (Walter Locke). Правда, последний, помимо оружия H&H, предлагал богатым покупателям в Калькутте и Лахоре ружья прямых конкурентов, таких как, например, Westley Richards, а также продавал оружие под собственной маркой. Тем не менее, сегодня известно приличное количество ружей Holland & Holland, выпущенных для индийской знати. Восхищаясь оружием, произведённым в XIX веке, необходимо только помнить о роли компании W. & C. Scott & Sons, поставлявшей подавляющему большинству английских оружейников как готовые ружья под финишную отделку, так и первоклассную комплектацию. Это замечание касается в том числе Holland & Holland, и не только до 1893 года, когда заработала их собственная фабрика.

Дробовик, о котором пойдёт речь, второй из пары абсолютно одинаковых ружей с номерами 27036 и 27037, заказанных 17 сентября 1910 года Яковом Ивановичем Сосновским (Jakub Jan Sosnowski), владельцем старой оружейной фирмы в Варшаве (Царство Польское тогда находилось в составе Российской империи). Из книги заказов: пара эжекторных ружей высшего качества «Royal», стволы длиной 30″ (762 мм) из стали Витворта, оба со строгими чоками, два спусковых крючка, усиленная казна, тройной затвор, съёмные замки, вес от 3.180 до 3.275* кг, патронники 70 мм (2,75″). Записи также содержат параметры ложи и другие интересные подробности (фото вверху).
*Согласно каталогу H&H, вес Special Pigeon Gun составлял от 7 и 1/4 до 7 и 1/2 фунтов (от 3,29 до 3,4 кг). Фактический вес данного ружья 3,27 кг.
Юбилейный прейскурант фирмы Я.И. Сосновского. 1911 год.
Пара ружей 27036 и 27037 была закончена 20 февраля 1911 года к 50-летнему юбилею фирмы Сосновского. Неизвестно кто являлся её заказчиком, очевидно только, что это был весьма состоятельный человек. Два абсолютно одинаковых ружья на охоте подразумевают интенсивную стрельбу и помощника. Пока охотник стреляет, помощник заряжает второе ружьё. Другое возможное предположение — богатым заказчиком был садочный стрелок, пожелавший иметь запасное ружьё. Думаю, это самая вероятная версия, поскольку наш дробовик — «Special Pigeon Gun» (специальное садочное ружьё). Мало кто знает, что помимо конструкции ствольного блока, о которой я расскажу ниже, эта модель имела особенности запирания и иногда — замки с задним расположением боевой пружины.
Замок дробовика Holland & Holland № 27037.
Рисунок из патента 1908 года № 11319 Голланда и Вудварда.
Замки на съёмных (detachable) основаниях по патенту № 11319 Генри Уильяма Голланда (Henry William Holland) и Томаса Вудварда (Thomas Woodward) c охранным сроком от 25.05.1908. Опиловка оснований — ложноподкладная. Сами замки — «льежского» типа без отбоя курка с задним расположением боевой пружины (back action side lock) и интерцептором (перехватывающим шепталом, intercepting sear — англ.). Такие компания Holland & Holland применяла в нарезных ружьях, в дробовиках «Royal» использовались съёмные подкладные с передним расположением боевой пружины. Замки изготовлены компанией J. Brazier & Sons. Точно такие же поставлялись другим оружейным фирмам и оружейникам в Англии, а также «штучным» мастерам С.- Петербурга.
Основание спускового механизма, спусковые крючки и пружина (одна на 2 крючка).
Ружьё имеет два спусковых крючка. Спица переднего не подпружинена. Спусковой механизм смонтирован на отдельном основании. Ружьё могло комплектоваться односпусковым механизмом по патенту Голланда и Вудварда № 20088 с охранным сроком от 09.06.1897 г.
Конструкция верхнего узла запирания ружья Holland & Holland № 27037. Красными стрелками обозначены взаимодействующие части задвижки и рычага запирания.
Тот, кто внимательно прочитал страницу прейскуранта Я.И. Сосновского, вероятно, обратил внимание на фразу «новый затвор собственной системы». Затвор данного ружья имеет одну особенность в верхнем узле запирания, обусловленную низким расположением задвижки, что, в свою очередь, связано с расположением выступа на ствольном блоке. Задвижка, взаимодействующая с рычагом (ключом) запирания, находится в прямоугольном канале, расположенном под углом к плоскости щитка колодки.
Колодка.
Пружина затвора, рамка и ось.
В остальном колодка и механизм запирания не имеют ничего необычного. Кулачок на оси затвора взаимодействует с рамкой запирания. Рычаг затвора одевается на ось и подпирается пружиной. Как известно, идея устройства, в котором верхний ключ (рычаг) двигает нижнюю рамку запирания, принадлежит Уильяму Миддлдитчу Скотту (William Middledich Scott, патент № 2752 от 25.10.1865).
Механизм садочного ружья Holland & Holland.
Рычаг взведения.
Выступающие части рычагов взведения (слева) и основание цевья (справа). Белыми стрелками обозначены места взаимодействия рычагов взведения с основанием цевья. Красными стрелками обозначены триггеры эжекторов (слева) и кулачки эжекторов (справа).
Взведение замков происходит при «переламывании» ружья. Носок рычага взведения взаимодействует с основанием цевья, поворачиваясь на оси, а его другое плечо, упираясь в круглый наплыв на нижней части курка, взводит замок. На рычаге имеется пружина, которая обеспечивает его постоянный контакт с курком. Если замок не спущен, то под действием пружины рычаг находится в положении, когда при «переламывании» ружья его выступающие части не будут взаимодействовать с основанием цевья. Курок спущенного замка повернёт рычаг против часовой стрелки, в результате в начальной фазе «переламывания» начнётся взведение замка, а в конечной фазе триггер на рычаге спустит эжектор. На снимке колодки изнутри (вверху) хорошо просматривается механизм автоматического предохранителя, тяга которого взаимодействует непосредственно с рычагом затвора, а вертикальное колено запирает лезвия спусковых крючков. Тяга поджимается пружиной через встроенный каток, что обеспечивает плавную работу механизма и чёткую фиксацию. Добавлю, что по желанию заказчика предохранитель мог быть неавтоматическим.

Ствольный блок садочного ружья Holland & Holland.
Садочные ружья Holland & Holland, помимо «тройного» запирания, комплектовались ствольным блоком с усиленной казной, стволы которого были выполнены вместе с половинами подствольных крюков и выступа верхнего узла запирания, а затем спаяны. Такая конструкция называется demiblock или chopper-lump. Особенностью «Special Pigeon Gun» компании H&H было то, что выступ верхнего узла запирания находился на уровне осей стволов и являлся их частью, а прицельная планка была выполнена отдельно и соединялась со ствольным блоком при его сборке.
Эжекторы взведены.

Эжекторы спущены.
Рисунок из патента Голланда и Вудварда № 800 от 1893 года.

Рисунок «нового» эжектора «А.В.» из каталога H&H.
В каталоге Holland & Holland, выпущенном между 1910 и 1912 годами, имеется надпись Royal Hammerless Patent «A.B.» Ejector Gun. Что такое «A.B.», и к чему эти буквы относятся? Это название «нового» эжектора, «сильного и эффективного». «A.B.» потому что механизм состоит всего из двух деталей: А — пружины, В — кулачка. Его принцип действия не отличается от описанного в патенте Томаса Перкеса (Thomas Perkes, патент № 1968 от 16.05.1878). Десять лет спустя идею Перкеса использовал (то ли пришёл к ней сам) Томас Саузгейт (Thomas Southgate, патент №12314 от 02.08.1889). В 1893 году Генри Голланд (Henry William Holland) запатентовал схожую конструкцию (патент № 800 с охранным сроком от 13.10.1893). Её главное отличие заключалось в том, что рычаг взведения, шарнирно сцепленный с курком, одновременно выполнял роль триггера эжектора, с которым он взаимодействовал через промежуточный рычаг. Спуск «нового» эжектора также производит рычаг взведения, промежуточный рычаг по сути встроен в кулачок сложной формы, а постоянное взаимодействие с курком обеспечивает пружина на рычаге. Эжектор взводится спицей экстрактора, упирающегося в щиток колодки при закрывании ружья. Такой вариант взведения считался не слишком хорошим, хотя эксплуатация в течение более чем столетия показала, что ничего страшного в этом нет. Тем не менее, Генри Голланд и Томас Вудвард в 1907 году запатентовали эжектор, который взводился слайдером, взаимодействующим с передней частью колодки (патент № 6222 от 14.03.1907). Не знаю, применяли ли его англичане, но такой вариант взведения эжектора стал излюбленным у оружейников Льежа. В своей рекламе компания H&H отдельно подчёркивала, что при открытом ружье «выступ (на казне — прим. автора)… закрыт экстракторами… и позволяет заряжать быстро, не опасаясь поранить пальцы».
Цевьё.

Ложа.
Фрагменты отделки.
Ружьё укомплектовано кнопочным цевьём по патенту Уильяма Энсона (William Anson) № 953 от 1873 года. Ложа изготовлена из английского ореха, затыльник — из рога. Отделка ружья выполнена в стиле, ставшем традиционным для Holland & Holland.
К 1930-м годам садочное (спортивное) ружьё H&H не претерпело сколь-нибудь значительных изменений, но появились опции: механизм самооткрывания по патенту Генри Голланда № 202405 с охранным сроком от 18.05.1922 и 3-х дюймовые патронники. С садочным ружьём Holland & Holland был выигран чемпионат Испании в 1928 и 1929 годах, чемпионат 1929 года в Буэнос-Айресе, а также чемпионат мира в Париже (1932).
Подведём итоги. Как видите, никаких секретов нет, а есть простой, надёжный и слаженно функционирующий механизм. Единственное замечание: всё же он работает не так мягко, как механизм современных «Royal». Гораздо важнее, что у ружья отменный бой, хороший баланс и приемлемый, с точки зрения современного охотника, вес. Несмотря на замки без отбоя курка и «инертные» (без пружин) бойки, нет никакого намёка на «закусывание» патрона при любом положении ружья. Достигается это отсутствием какого-либо «свободного хода» в элементах механизма при «переламывании», идеально подобранными размерами рычагов, а также размерами и формой бойков.
Приблизительно до середины ХХ века дробовики у H&H были, не сказать, что на втором плане, но нарезному оружию явно уделялось больше внимания. Думаю, в том числе и поэтому укоренилось мнение, что лучший классический дробовик — «горизонталка» — Purdey, «вертикалка» — Boss, а нарезное ружьё (которое в России принято называть «штуцером») — Holland & Holland. В XXI веке, судя по продажам, гладкоствольные ружья опередили нарезное оружие (по данным самой фирмы, в 2012 году соотношение было 65 к 35). Сегодня всё гораздо сложнее. Есть традиции и более чем вековая репутация, но есть также стагнирующий рынок, «зелёные» настроения в обществе и дороговизна ремесленного труда. Не уверен, что великую английскую тройку производителей, возможно, лучшего охотничьего оружия в мире ждёт беспроблемное будущее, и есть ли оно вообще…