Парадокс: часто марка оружия хорошо знакома, тогда как о самом производителе (или дилере) ничего не известно. Особенно это касается «бельгийцев». Давно собирался написать о таких. Несмотря на то, что информация накапливалась длительное время, её всё равно очень мало, поэтому это будут не статьи, а, скорее, заметки, которые, надеюсь, дадут толчок к полноценным исследованиям. И начну, пожалуй, с фамилии Mahillon.
Как только не пишут на русском эту фамилию. Например, Махиллон, что совершенно неправильно, или Маийон. Наиболее точная транскрипция — Мэйён. Родоначальника династии звали Мишель Мэйён (Michel Mahillon, 1777 — 1830). Он похоронен в склепе на площади Мучеников в Брюсселе в числе 466 человек, погибших 23, 24 и 25 сентября 1830 года во времена Бельгийской революции. У Мишеля Мэйёна и его жены Анны Жозефы, в девичестве Гемин (Anne Joseph Gemin, род. 1773), было 6 детей: три старших дочери и три сына. Средний, Шарль Борроми Мэйён (Charles Borromee Mahillon, 1813 — 1887), пройдя обучение в Англии, вернулся в Бельгию, где работал в музыкальной мастерской мужа старшей сестры Амелии Луизы (Amélie Louise). Мужа звали Жорж Кретьен Бакман (Georges Chrétien Bachmann). Он был кларнетист, профессор Брюссельской консерватории, а ещё изобретатель, внёсший значительный вклад в совершенствование деревянных духовых инструментов.
В 1836 году Шарль Борроми Мэйён открыл в Брюсселе собственную компанию по производству музыкальных инструментов. Удивительно, она просуществовала почти до конца ХХ века, но её слава и награды остались далеко в прошлом. Альт-кларнет Mahillon 1900 года находится в коллекции музея искусства «Метрополитен» в Нью-Йорке. C 1856 года Mahillon & Co числилась поставщиком бельгийской армии. Из каталога пианино на 1900 год следует, что, помимо армии, компания являлась поставщиком Русского императорского двора.
Младшего брата Шарля Мэйёна звали Варфоломей (Barthelemi, род. 23.01.1817). Работать братья начинали вместе. В коллекции Музея музыкальных инструментов (Брюссель) когда-то находился кларнет с надписью B. Mahillon. В 1831 году Варфоломей числился подёнщиком. 22 июня 1842 года он сочетался браком с Марией Луизой Вотерс (Marie Louise Wooters, род. 1811). На выставке бельгийской промышленности, которая состоялась в Брюсселе в 1843 году, Варфоломей Мэйён, представлявший Брабант, экспонировал две двустволки и пару пистолетов. Вероятно, именно в начале 1840-х он решил заняться оружейным делом. Его заведение — магазин и мастерская — располагались по адресу: Bruxelles, rue Eperonniers, 25. На это старинное здание любой желающий может посмотреть, воспользовавшись, например, Google Maps.

Двуствольное нарезное ружьё B. Mahillon системы Лефоше под шпилечный патрон. Фото: forums.nitroexpress.com
В оружейном деле, как и старший брат в производстве музыкальных инструментов, Варфоломей Мэйён определённо достиг успехов. Он принимал участие, как минимум, в двух Всемирных (Универсальных) выставках в Париже (1867) и Антверпене (1885) и даже получил там медали, правда, не золотого достоинства. В описании компании говорилось о медали на выставке 1891 года в Париже, но что это была за выставка, я пока не знаю. Сохранилось не так много оружия под маркой B. Mahillon. Всё, что удалось рассмотреть, имеет льежские клейма. Как правило, это ружья системы Лефоше под шпилечный патрон и капсюльные пистолеты, имеющие однотипную гравировку. Помятуя о работе Варфоломея Мэйёна в музыкальной мастерской, вполне можно предположить, что он мог что-то делать сам, например, как гравёр или осадчик.
Дело дяди продолжил племянник (сын Шарля) Анри (Henri Victor Marie Mahillon, род. 1862). Его заведение располагалось по адресу: Bruxelles, rue Loxum, 7. На Всемирной выставке в Антверпене (1894) Анри Мэйён выступал как оружейный «фабрикант» и лицензированный поставщик Свободного государства Конго. Мэйён поставлял оружие и амуницию европейцам, «осваивавшим» Африку. 27 марта 1886 года Анри Мэйён сочетался браком с Мари Дэнёф (Marie Deneef, род. 1860). К сожалению, другой генеалогической информации об этой линии фамилии Mahillon найти не удалось.
27 апреля 1904 года в суде по гражданским делам в Брюсселе состоялось рассмотрение иска компании Вестли-Ричардс (Westley-Richards) к Мэйёну, у которого 27 февраля 1902 года экспертом Деневургом (Deneubourg) были изъяты ружья Дефурни и Форжерона, якобы нарушавшие бельгийские патенты британцев. Судья отклонил иск. Около 1910 года адрес Мэйёна изменился на rue Loxum, 9. Перед Первой мировой войной появился ещё один адрес: rue Archimede, 75. В это время в рекламе Анри Мэйён называл себя «фабрикантом оружия» графа Фландрии (Comté de Flandre), представителем в Бельгии «фабриканта» из Бирмингема F.C. Scott, пороховой фабрики Schultze и оружейной фабрики Mauser из Оберндорфа.
Между первой и второй мировыми войнами ассортимент Мэйёна расширился; появилось разнообразное высококачественное оружие, то самое, благодаря которому марка H. Mahillon ныне многим известна. В рекламе Анри Мэйён стал называть себя фабрикантом оружия короля и поставщиком министра по делам колоний, а своё заведение — Старинным Домом (Ancienne Maison H. Mahillon). Для африканских охот предлагались нитро-экспрессы и карабины больших калибров по типу Маузер 98, а также оптические прицелы.
После Второй мировой войны «Дом» Мэйёна продолжил свою деятельность по адресу: rue Royale, 208. Имеется письмо 1952 года (вверху), из которого следует, что Ancienne Maison H. Mahillon S.A. разместил у Fabriques d`Armes Unies в Льеже экспортный заказ на 300 замков и 500 брандтрубок для капсюльных ружей 2-х моделей. Полагаю, в качестве замены деталей старого оружия, когда-то поставленного в Конго и находящегося на руках местного населения. Последнее упоминание о Ancienne Maison H. Mahillon встречается в справочнике 1966 года, зато в 1968 году появляется информация о компании La Maison Du Chasseur Et Mahillon Reunis SA по брюссельскому адресу: Chaussée de Waterloo, 825. В справочнике 1994 года объединённая компания названа «лицензированным поставщиком двора» (Fournisseur breveté de la Cour). В настоящее время по указанному адресу этого юридического лица нет, как, возможно, не существует и самого «Дома».