Ружья Николая Токарева. Shotguns of Nikolai Tokarev.

 

Открываю для вас, уважаемые любители охотничьего оружия, очередную неизвестную страницу истории оружейного дела страны, которой больше нет. Конструкции Н.Ф. Токарева вполне оригинальны, хотя в них собраны технические решения, каждое из которых по отдельности можно наблюдать на оружии, появившемся задолго до рождения самого конструктора, что, впрочем, не мешает отдать должное его энтузиазму, особенно в сравнении с результатами аналогичной деятельности на оружейных предприятиях России в наше время.

Чертёж Н.Ф. Токарева. Фото: auction-rusenamel.ru

 

В 2017 году на торгах аукционного дома «Русская эмаль» был продан чертёж Николая Фёдоровича Токарева, сына знаменитого оружейника Фёдора Васильевича Токарева. Чертёж с подписью автора выполнен тушью и раскрашен акварелью точно также, как это делал старший Токарев, будучи учеником Егорлыкского училища (фото внизу).

Чертёж Ф.В. Токарева. 1891 год. Фото: 12auction.ru

 

Николай Фёдорович, как и отец, работал конструктором-оружейником, но в отличие от него, не любившего охоту и всё что с ней связано, младший Токарев был увлечённым охотником, поэтому появление на торгах чертежа бескуркового охотничьего ружья его конструкции вряд ли кого-то удивило. Удивительно другое: ружьё, которое названо Н.Ф. Токаревым «моделью №2», существует в металле, хранится в коллекции Тульского государственного музея оружия, и об этом никто не знает. Этот дробовик и ещё пять ружей поступили в музей в 1978 году из семьи Владимира Николаевича, сына Николая Фёдоровича Токарева, и с тех пор были фактически неатрибутированными. Об одном из них можно прочитать в статье «Первые советские». Это бескурковое ружьё конструкции (предположительно) А.Д. Иванова выпускалось ТОЗом в крайне незначительном количестве в 30-е годы прошлого века. Судя по его состоянию, из ружья не стреляли вообще. Свой рассказ начну с «модели №2».

Ружьё Н.Ф. Токарева. Модель №2.

Номер ружья 4345-47. Масса ствольного блока 1510 гр. Длина 700 мм.

Клейма ТОЗа на стволах.

 

Калибр и параметры ружья соответствуют указанным на чертеже. Дробовик изготовлен Тульским оружейным заводом в 1947 году, что подтверждается соответствующими клеймами (фото вверху).

Стволы сняты.

Замки сняты.

Затвор.

Нижняя личина и рычаг.

Толкатели (белая стрелка).

 

 

Затвор состоит из нижней рамки, запирающей два подствольных крюка, и верхнего болта Гринера. Механизм затвора приводится рычагом (который в обиходе принято называть «рычогом Дау»), охватывающим спусковую скобу. Замки взводятся этим же рычагом посредством толкателей (белая стрелка).

Замок.

 

Основания замков ложноподкладного типа закреплены одним стяжным винтом, а также имеют по крепёжному винту в передней части. Курок, боевая пружина и шептало располагаются на несъёмных осях, закреплённых в боковом основании (возможно, ось курка выполнена заодно с боковым основанием). Между осями шептала и боевой пружины установлена перемычка с винтом, ввёрнутым в ось боевой пружины. Перемычка выполняет роль фиксатора и придаёт жёсткость механизму замка. Длинная двупёрая боевая пружина обтекает ось. Такая пружина, впервые появившаяся на ружье ИЖ-44, менее критична к нагрузкам с точки зрения концентрации напряжений. Шептало имеет собственную пружину такого же типа. На ружье установлено цевьё Дили с клавишей и неавтоматический предохранитель, перехватывающий спусковые крючки. Дробовик легко взводится и имеет вполне приемлемую массу. Мне он показался гораздо более удобным, чем ружьё Ивашенцова, с устройством которого, и это очевидно, Н.Ф. Токарев был знаком.

Разобраться с остальными ружьями поможет статья самого Н.Ф. Токарева «Новая модель охотничьего ружья» в журнале «Охота и охотничье хозяйство» (ОиОХ, №9, 1956 г.). Привожу отрывки из неё, снабдив их собственными снимками и комментариями.

«Разрешение вопроса об улучшении и упрощении конструкции дробового охотничьего ружья с откидными стволами, массового производства и удешевленной стоимости давно интересует охотников. Изготовленные образцы такого ружья экспонировались на Московской выставке «Охота и собаководство» в 1955 и 1956* гг. и получили одобрительные отзывы экспертизы и охотников».

*На выставке 1956 года оружейниками Тулы экспонировалось четырнадцать дробовиков, два пуле-дробовых ружья и восемь охотничьих винтовок под патроны калибра 5,6 и 7,62. Из Ижевска приехали два охотничьих ружья, включая новую модель ИЖ-54, две модели промыслового ружья «Белка» и «Олень», охотничий карабин под патрон 9 мм, «парадокс» со скользящим затвором под патрон 32 кал. и два малокалиберных автоматических карабина. В числе 14 дробовиков туляки показали самозарядный МЦ21-12, МЦ-8 с двумя парами стволов, одна из которых — раструбы (были показаны впервые), ТС-2, МЦ-11 и МЦ-9 в штучном исполнении, модели «Б» малых калибров с удлиненными стволами и два ружья конструкции Н. Ф. Токарева.

Ружьё «первой модели» Н.Ф. Токарева.

 

 

«Ружье первой модели имеет стволы 16 или 12 калибров длиной 73—75 сантиметров с высокой гильошированной планкой, изготовленные из стали марки 50А, подкаленные, спаренные в горизонтальной плоскости. Каналы стволов рассчитаны на папковую гильзу, патронники длиной 70 миллиметров. В отличие от стволов ружей существующих систем, стволы этой модели имеют один мощный ствольный крюк длиной 52 миллиметра и толщиной 10 миллиметров. Крюк своими боковыми плоскостями соприкасается с боковыми стенками коробки по всей своей длине, т. е. 52 миллиметра, тогда как в обычных ружьях соприкосновение с коробкой имеет передний крюк длиной 20—25 миллиметров. Длина соприкосновения плоскостей крюка с коробкой, увеличенная вдвое, обеспечивает стволы от бокового расшатывания, увеличивая срок службы ружья. Пригонка продолжения прицельной планки (под болт Гринера) не обеспечивает плотного его прилегания в пазу, так как производством допускается односторонний зазор 0,1 миллиметра. Следовательно, увеличение длины ствольного крюка, соприкасающегося с коробкой имеет громадное значение для увеличения живучести ружья*».

*Утверждение, верное лишь частично. Значение имеет плечо разнонаправленных сил, действующих на колодку и возникающих в момент выстрела одного из стволов ружья-горизонталки. Чем больше плечо, тем меньше сила. Чем дальше разнесены друг от друга пятна контакта крюка (или крюков) со своим гнездом (или гнёздами), тем лучше, и нет никакой разницы, это один длинный крюк или два стандартных.

Колодка.

 

«В соответствии с тем, что стволы имеют один крюк, коробка ружья имеет один сквозной паз, изготовляемый протяжкой. Ствольный крюк охватывается со всех сторон замкнутой «рамкой» коробки, имеющей в передней и задней своих частях массивные перемычки. Передняя перемычка служит одновременно ограничителем для открытых стволов и имеет радиус ограничения (опоры) от оси шарнира 16 миллиметров, тогда как в обычных коробках радиус останова стволов не превышает 9,5 миллиметра. Ось шарнира (осевой болт) диаметром 9 миллиметров может быть увеличен при ремонте до 10 миллиметров, тогда как в обычных ружьях ось редко бывает диаметром 8 миллиметров. Поэтому крюк ствола, имеющий большую опору, увеличит срок службы как самой выемки крюка, так и оси шарнира».

 

Язык цевья (толкатель, справа) взаимодействует с рамкой-взводителем (красные стрелки).

 

«Пазы для рамки, запирающей стволы, подняты выше подушки, что дает возможность сплошной протяжки. Управление рамкой осуществлено обычным верхним рычагом (ключом). Движение рамки — 5 миллиметров. Площадь запирания около 50 квадратных миллиметров. Взведение курков осуществляется толкателем, расположенным на шарнире цевья в виде языка, давящего на взводитель-рамку. Рамка взводителя, находящаяся в пазах коробки, своим задним торцем упирается в курки и при «переламывании» ружья, толкая назад, взводит их. При закрывании ружья рамка ствольного крюка передним нижним торцом возвращается в первоначальное положение. Применяя такую рамку-взводитель, нет необходимости в сложной операции долбежки и выфрезеровки окон и гнезд для рычажных взводителей. И, самое главное, не вынимается металл в опасном сечении коробки. Поэтому наименьшая толщина каждой стороны стенки коробки в опасном сечении получается 11 миллиметров, чего никогда не бывает в ружьях существующих систем. Увеличение толщины стенок коробки увеличивает живучесть ружья*. Ввиду того, что рамка-взводитель работает на продольное сжатие, а не на изгиб, как рычаги взводителя у ружей существующих систем, для укрепления рамки осей не требуется».

*Устойчивое заблуждение, бытовавшее с давних времён. Явилось следствием единичного факта разрушения колодки в руках А.П. Ивашенцова, вероятно, вследствие дефекта металла. Возникло из-за непонимания системы и величины сил, действующих на коробку в момент выстрела.

 

Ударно-спусковой механизм ружья.

 

«Ударно-спусковой механизм скомпонован на стойке скобы. Она имеет вид продолговатой коробочки, открытой снизу. В передней части стойки расположены курки, сидящие на одной общей оси. Весь корпус коробки занимают лежащие рядом две пластинчатые двупёрые боевые пружины длиной 50 миллиметров. Нижнее перо пружины лежит на поперечной шпильке, а верхний конец ее подходит под прилив курка и давит на него, сообщая ему требуемую скорость для разбития капсюля. Сила пружины при взведенном курке не менее 40 килограммов (в существующих Энсоновских* системах пружина редко имеет силу 25 килограммов). В нижней части курка имеется ступенька боевого взвода, расположенная на радиусе 8,5 миллиметра. Размах курка равен 35°. Шептала расположены сзади и ниже курков. Они сидят на общей оси и заходят на боевой взвод не менее 1 миллиметра. На заднюю часть шептал давит раздвоенная пластинчатая пружина. Шептала составляют одно целое со спусками (гашетками), почему суммарный вес шептала и спуска значительно меньше, нежели у ружей существующих систем. Это дает, во-первых, гарантию от случайных срывов с боевого взвода курка, так как при меньшем весе меньше инерционные силы, а, во-вторых,— при постановке на предохранитель запирается не един спуск, как в обычных системах, а шептало и спуск одновременно. Предохранитель обычного рычажно-кнопочного типа. Действие его заключается в том, что при постановке на предохранитель в пространство между задним концом шептала и боевой пружиной вклинивается пластинка, запирающая шептало и спуск. Ударно-спусковой механизм имеет еще одну важную и необходимую особенность, отсутствующую на обычных бескурковках, — это «отбой» курка и отдельные бойки. Боевая пружина, давя на выступ курка, обкатывается по окружности соска и сообщает курку вращательное действие. В тот момент, когда курок подошел к бойку (бойки отдельные), перо пружины останавливается верхней полочкой корпуса, а курок продолжает свое движение еще на 1,7 мм по инерции и, наконец останавливается на торце коробки. Инерционное разбитие капсюля имеет преимущества перед «чистокровным» отбоем (как мы видим в курковых ружьях), в том отношении, что процесс отбоя отнимает энергию курка, который должен сжать перо боевой пружины и остатком своей живой силы разбить капсюль. При этой же системе капсюль разбивается не остатком живой силы**, а полной энергией, приобретенной до этого момента. Благодаря такой конструкции невозможны так называемые «замятия», образующиеся на капсюле, весьма опасные для охотника при осечках, когда уже открытое ружье дает выстрел. Устройство ударно-спускового механизма новой системы, а также посадка одного ствольного крюка и затвора, взаимодействие этих механизмов и их расположение дали возможность намного повысить прочность колодки, получить наибольшее количество дерева, связывающего отдельные узлы конструкции. Все это намного повысит живучесть ружья. Кроме того, обращено особое внимание на технологию как главный фактор стоимости ружья, которая значительно проще существующих моделей. Ложа технологически проста во врезке коробки и скобы. Не имеет утолщенных мест. Форма полупистолетная. Может быть и английская».

*Система Энсон — Дили. **Старое название кинетической энергии.

Масса ружья 16 кал. — 3180 гр., масса ствольного блока — 1539 гр.

«Вторая модель этой системы выполнена в ружье 12 калибра с полными замками на боковых досках. Ударно-спусковой механизм, расположенный в первом образце на стойке скобы, заменен своеобразным механизмом на боковых досках, чем и отличается один образец от другого. Все остальное — посадка стволов, цевье, запирание, взводящий механизм — осталось единым с первым образцом, поэтому и описание его сводится к описанию лишь замка и даче новых цифровых характеристик. Ударно-спусковой механизм, смонтированный на отдельной доске, занимает лишь ее заднюю расширенную часть. Передний же узкий вылет доски служит исключительно для надежного соединения механизма с коробкой. В обычных же системах он занят боевой пружиной или закрывает углубление в коробке под взводящий рычаг. Врезка замочной доски в коробку отнимает от нее лишь 2,6 мм и не снижает ее прочности. Опасное сечение (по плоскости зеркала) коробки равно 9,15 мм на сторону на длине 21,5 мм. От возможности сдвигания замочной доски назад служит шип, входящий в углубление коробки, что несомненно надежнее и прочнее-обычных винтиков. Особенностью конструкции ударно-спускового механизма является также боевая пружина. Она проста в изготовлении и работает так же, как и в первом образце, то есть ведет курок только до бойка; сама останавливается на ножке замочной личинки, тогда как курок продолжает движение по инерции. И в этом образце исключены «замятия» на капсюле. Немаловажная ценность этих замков — их технологичность. Правые и левые курки и боевые пружины имеют единый чертеж. Стойка скобы, спусковые крючки и предохранитель в этом образце обычного типа».

Ружьё Н.Ф. Токарева с замками на боковых основаниях.

 

 

Ни одно из ружей, пришедших в музей из семьи В.Н. Токарева, не соответствует вышеприведённому описанию в точности, тем не менее, среди них имеется одно, которое уверенно можно назвать развитием описанной конструкции. Оно изготовлено ТОЗом в 1957 году, и, с моей точки зрения, является уникальным (фото вверху).

Устройство затвора (колодка и ствольный блок).

 

Затвор действительно полностью повторяет первую модель (будем её так называть в соответствии со статьёй Токарева): мощный одинарный подствольный крюк на оси шарнира, запираемый рамкой, и болт Гринера (фото вверху). Затвор приводится верхним ключом. Для удобства при сборке ключ фиксируется защёлкой (видна перед ключом на фото вида сверху).

Замок.

 

Замки ружья чрезвычайно простые. Их особенность — курок с внутренним зацепом.

Боевая пружина в системе взведения.

 

Боевая пружина интегрирована в рычаг взведения, который имеет ось вращения. Снимок соответствует состоянию, когда замок спущен. При опускании стволов, выступающая за габариты колодки часть рычага взаимодействует с основанием цевья, рычаг поворачивается, боевая пружина нагнетается, носок левого плеча рычага, взаимодействующий с пазом курка, взводит замок, а носок правого плеча опускается в габариты колодки. При спуске замка ход левого плеча рычага, приводящего курок, ограничен, чтобы обеспечить инерционное взаимодействие курка и бойка (отбой курка). Бойки — инертные, пружин не имеют.

Цевьё.

Эжекторы.

 

Ружьё имеет эжекторы. При спуске замка, носок правого плеча рычага взведения под действием боевой пружины поднимается вверх и выходит за габариты колодки, выполняя роль триггера эжектора. Масса ружья 12 кал. составляет 3420 гр., масса ствольного блока — 1640 гр. Ничего не буду утверждать, но за десятилетия занятий классической ружейной механикой с таким механизмом сталкиваюсь впервые.

Ружьё Токарева №04. 1957 год.

 

В 1957 году ружья этой модели Н.Ф. Токарева были выпущены ТОЗом в крайне незначительном количестве, возможно, даже в нескольких экземплярах. Сохранилось такое безэжекторное ружьё №04 калибра 12х70.

 

Ружьё Токарева. ТОЗ. 1946 год.

 

Ещё два ружья позволяют проследить эволюцию конструкции Н.Ф. Токарева с момента её появления. Первое из них — на фото вверху. Это ружьё 16 кал. было выпущено ТОЗом в 1946 году. Масса ружья 2890 гр., масса ствольного блока, выполненного на муфте, 1403 гр. Затвор такой же, как у ранее описанных ружей: мощный одинарный крюк на оси шарнира, запираемый рамкой, и болт Гринера.

Замок

 

Как и затвор, замки по конструкции аналогичны тем, что были описаны выше, за исключением того, что предохранитель, запирающий спусковые крючки-шептала, находится на нижней личине и встроен в спусковую скобу.

Ствольный блок.

Устройство взведения замков.

 

Взведение  замков происходит при «переламывании» ружья с помощью толкателя, один конец которого упирается в выступ на основании цевья, а другой — в курки. Для пропуска толкателя в нижней части крюка сделана сферическая канавка, расположенная под углом к оси ружья. Скажу прямо: не слишком надёжная конструкция. На следующем ружье механизм взведения претерпел изменения.

Ружьё Токарева. ТОЗ.

 

Ружьё 16 кал. имеет массу 3180 гр., масса ствольного блока — 1539 гр. На дробовике нет никаких клейм, но если его сравнивать с предыдущими конструкциями, то очевидно, что он выпущен ТОЗом.

Ствольный блок.

Замок.

Толкатели (красные стрелки) и рамка запирания (белая стрелка).

 

Механизм ружья отличается от предыдущей модели тем, что имеет традиционный предохранитель, а также систему взведения двумя толкателями вместо одного. Существенная особенность данного ружья — отсутствие съёмной оси шарнира. Подствольный крюк опирается на цилиндрическую поверхность большого диаметра, выполненную на самой колодке.

Все представленные ружья имеют один существенный недостаток — инертные (неподпружиненные) бойки. Вероятно, Н.Ф. Токарев был уверен, что «инерционное разбитие» капсюля гарантирует от «закуса», а нижняя часть казённого среза, выполненная по радиусу — от удара стволов по бойкам. Ни на одном из ружей нет полного набора клейм. Другими словами, они не отстреливались в установленном порядке. И, вообще, судя по следам на щитке колодки, некоторое количество выстрелов было произведено только из последнего ружья. Повторюсь, нет никаких сомнений, что ружья изготовлены в Туле; первое — в 1946 году, последнее — в 1957. В течение 10 лет появилось 5 разных систем, но как и в какой связи они были выпущены, почему не отстреливались и почему не испытывались в ЦКИБ СОО, никто сегодня сказать не может.

Николай Фёдорович Токарев (14.12.1899 — 17.01.1972).

 

Очень мало что известно о самом Николае Фёдоровиче Токареве. Он был явно неординарным оружейником, но всю жизнь находился в тени своего знаменитого отца, относившегося к охотничьему оружию, как к чему-то несерьёзному. Надеюсь, эта публикация положит начало исследованию деятельности Н.Ф. Токарева в качестве конструктора охотничьего оружия.

Предупреждаю владельцев сайтов, особенно myslo.ru (автор статей Б. Богданов) и росохотсоюз.рф (Ю. Константинов), о незаконности копирования текста или фотографий без моего разрешения.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: