(Часть I.) (Часть II.) (Часть III.) (Часть IV.) (Часть V.) (Часть VI.) (Часть VII.)
Нет никакой информации о том, что происходило с компанией Webley-Lebeau-Courally во время оккупации немцами Бельгии (1914 — 1918). Известно только, что Куралли всю войну находился во Франции. Далее произошли события, суть которых непонятна, поэтому можно лишь констатировать факты: во-первых, в 1919 году Фердинанд Куралли покинул компанию, во-вторых, в 1920 году в документах испытательной станции появилось новое название Societe continentale pour la fabrication des armes a feu Aug. Lebeau-Courally S.A. (The Aug. Lebeau-Courally Continental Fire Arme Co Ltd -англ.) с адресом: rue Fond des Tawes, 17-21, в-третьих, к руководству компанией пришёл англичанин Филипп Рив (Philippe Reeve) и, в-четвёртых, из документов и рекламы исчез адрес: rue Mosselman 51-53. Кто был собственником нового анонимного общества (S.A. — Société Anonyme)? Филипп Рив, о котором практически ничего неизвестно, или были и другие? Ответа на этот вопрос пока нет. Ясно одно — для компании «The Webley and Scott Revolver and Arms Company Ltd.» совместный проект с Куралли, судя по всему, оказался малодоходным, если не убыточным. Был ли в этом виноват Куралли, получил ли он сам то, на что рассчитывал, — вряд ли это мы когда-нибудь узнаем.
Нумерация на улице Фон де Таве не менялась с XIX века. Дом №17 была первым адресом Куралли, появившимся в документах 1896 года. Судя по сохранившейся надписи на фасаде, когда-то это был ствольный цех (usine canons). Адрес: Фон Де Таве, 17-21 принадлежал компании «The Webley – Lebeau – Courally. Continental fire Arms Co. Ltd». Можно предположить, что расширение производственной площадки за счёт нового строительства или приобретения ещё 2-х зданий произошло после 1902 года. За линией домов находятся мастерские площадью около 500 кв. метров (фото вверху). Кто и когда их построил — пока неизвестно. Возможно, это как-то связано с адресом: Фон де Таве, 19-23, который появился после 1927 года. Замечу, что по соседству находилась (и находится до сих пор) Льежская испытательная станция.
В 1919 и 1920 годах под маркой Aug. Lebeau-Courally было выпущено 592 единицы оружия, с 1921 по 1924 — 1173 единицы или около 300 в год. Ружья компании экспонировались на очередной Всемирной выставке, проходившей с сентября 1922 года по июль 1923 года в Рио-де-Жанейро, где получили Гран-при. С 1925 по 1928 было выпущено 588 единиц оружия или 147 в год, с 1929 по 1932 год выпуск составил 710 единиц или около 177 в год, с 1933 по 1936 — 194 единицы или менее 50 в год, с 1937 по 1940 — 160 или 40 в год. Цифры отражают влияние экономического кризиса 1929-1933 годов и падение спроса на оружие «de grand lux». По данным сайта mallorquina.pagesperso-orange.fr, 25 марта 1925 года компания Societe continentale pour la fabrication des armes a feu Aug. Lebeau-Courally S.A. зарегистрировала торговую марку «The standard pigeon gun», которая с 10 марта 1905 года якобы принадлежала Куралли (по данным справочника «Le qui est qui de l`armurerie liegeoise» какая-то торговая марка компании прошла регистрацию 21 марта 1925 года). Документальный источник этой информации неизвестен. Тем не менее, на цевье некоторых садочных ружей, выпущенных в 20-30-х годах, можно увидеть медальон с надписью «The standard pigeon gun» (фото вверху).
Поговорим об оружии, выпускавшимся при Филиппе Риве. В 1908 году у компании Holland-Holland появились ружья с легкосъёмными замками на боковых основаниях (патент Голланда-Вудварда №11319 от 25.05.1908). Их успех на рынке был очевиден. В начале 20-х годов ружья с аналогичными замками стали выходить под маркой Aug. Lebeau-Courally. Вся разница заключалась лишь в форме головки воротка, стягивающего боковые основания. По сути, это было первое дополнение довоенного ассортимента.
Форма колодки могла быть самой разной. Выше для сравнения приведены изображения модели №106. Одно из них — из каталога 1910 года. К другому прилагается письмо производителя, из которого следует, что это та же модель 1923 года выпуска. Третье ружьё выпущено в 1929 году, нижнее — в 1932 году. Подобные вариации в это же время наблюдаются и у других льежских производителей.
В начале 20-х годов компания Aug. Lebeau-Courally по заказу изготавливала садочные курковые ружья, весьма качественные и прочные. На представленном выше ружье стоит обратить внимание на оформление ключа запирания и сравнить его стилистику с таким же ключом на дробовике №30882, выпущенном чуть менее, чем за 30 лет до этого ружья.

Ружьё №41908 (1929 год) укомплектовано 3 блоками стволов: 10.75x52R, 8×57 JRS и 20 кал. Из них только 10.75x52R является оригинальным, остальные были изготовлены в 1980-х годах. Фото: sportsmanslegacy.com
Помимо ружей «типа Holland» для охоты и садочной стрельбы, рекламные объявления компании в конце 20-х годов предлагали тройники, «парадоксы», нитро-экспрессы и револьверы. Приблизительно к этому же времени относится первое упоминание о модели №109, которая напоминала модель №106 довоенного исполнения и была гравирована охотничьими сюжетами в технике, похожей на булино. Судя по копиям из книги заказов, ружья этой модели лишь отделывались мастерами компании Aug. Lebeau-Courally Continental Fire Arme Co.

Ружьё под маркой Aug. Lebeau-Courally 20 кал. № 42216 с бельгийским аналогом системы Бизли-Пёрдэ. Отстреляно в 1930 году.
Несколько слов о нестандартных конструкциях под маркой Aug. Lebeau-Courally. Принципы, заложенные в «самооткрывающейся» системе Бизли-Пёрдэ, удалось повторить бельгийским оружейникам в двух оригинальных механизмах. Патент на один из них принадлежит Антуану Жозефу Дефурни. Как и в системе Бизли-Пёрдэ, в системе Дефурни напряжение боевой пружины происходит при закрывании ружья, а её расслабление — при открывании. Различия же заключаются в способе напряжения и в том, что взведение у Дефурни производится не самой пружиной, а длинным рычагом-качалкой. Вторая система, в отличие от английской, состоит из качающихся рычагов. Автор этой системы пока не установлен, но известны клеймо и нумерация, которыми сопровождался каждый механизм, вышедший из его мастерской. Выше представлены ружья Aug. Lebeau-Courally с этими двумя «самооткрывающимися» системами. Дробовик с системой Дефурни изготовлен в 1969 году. Весьма вероятно, что аналогичные ружья могли выходить под маркой Лебо и до Второй мировой войны, поскольку свой патент Дефурни получил в 1907 году.
Кардинальное пополнение модельного ряда произошло в конце 20-х годов прошлого века после приобретения у компании Boss & Co лицензии на производство её «вертикалки». История производства ружей Лебо-Куралли с вертикально спаренными стволами ещё не написана. Первую и пока единственную попытку сделать это предпринял в своей книге уже упоминавшийся Марко Нобили, но у него не получилось ответить на вопрос относительно изменений в классическом «боссовском» механизме и нумерации моделей в соответствии с этими изменениями. К слову, найти точную копию ружья Boss под маркой Лебо-Куралли пока не удалось. Есть только рисунок, на котором мы видим великолепно отделанную вертикалку с двумя спусками. Визуально она полностью повторяет английский прототип в соответствии с патентом Робертсона № 3307 от 10.02.1909 года. Односпусковой трёхнажимный механизм не входил в состав этого патента, и лицензия на его производство, скорее всего, не приобреталась.
Первым изменением относительно прототипа стало использование в начале 30-х годов быстросъёмных замков со стяжным воротком по типу H&H. Следующие изменения коснулись шарнира и цевья. Цапфы были заменены на неподвижные консольно закреплённые оси (по типу Вудварда), на которые опирались крюки по бокам ствольного блока, а цевьё стало составным (по типу Меркель). Рамка запирания была заменена поперечным ригелем, заходящим на два выступа в верхней части казённого среза ствольного блока. Эжекторы со спиральными пружинами размещались в специальных накладках по бокам ствольного блока в районе казны и являлись модификацией эжекторов Бизли (патент №22513 от 1913 года). Эти изменения соответствовали номеру модели 112. Нобили предположил, что лицензионная модель «Босса» носила номер 111. Доказательств этому не найдено.
Во второй половине 30-х годов в каталоге появились две новые серии «вертикалок» с номерами, начинавшимися с цифр 200 и 300. «Двухсотая» серия включала модели с бокслоками Энсон-Дили (тип А.С. 2) или сайдлоками с задним расположением пружины (тип Р.С. 2). Бросается в глаза сходство ружей этой серии с «вертикалками» Франкотт, что может означать либо кооперацию двух производителей, либо покупку ружей в «белом» виде у компании Auguste Francotte et Cie. «Трёхсотая» серия выпускалась под торговой маркой «Super Lebeau» и была защищена патентом. Запирание такое же, как у ружей 200-й серии, составное цевьё закрывает только нижний ствол, замки Энсон-Дили с фальшдосками (модели 301 и 302) или без них (модель 300), оригинальные эжекторы. Ружья 300-й серии с замками на боковых основаниях (модели 320, 321, 322) отличались лишь уровнем отделки. Одной из их интересных и редко встречающихся особенностей были шипы (неподвижные цапфы) на ствольном блоке.
Разнообразные трансформации ружья Boss & Co при Филиппе Риве закончились тем, что от прототипа остались два выступа по бокам ствольного блока, заходящие за выступы на внутренней поверхности щёк колодки и взведение общим ползуном в нижней части ствольной коробки. Многие льежские «фабриканты», включая Рива, покупали в «белом» виде вертикалку Super Britte компании Etablissements Britte S.A. Во время второй оккупации Бельгии (1940 — 1944) производство охотничьего оружия в Льеже продолжалось, правда, в гораздо меньших объёмах, чем до войны. О деятельности Филиппа Рива в эти годы ничего неизвестно. За 6 лет после окончания Второй мировой войны он выпустил 72 единицы оружия, в 1951-52 годах — 37. Филипп Рив скончался в 1956 году, а компания «The Auguste Lebeau-Courally Continental Fire Arme Co Ltd» перешла в собственность Жозефа Исидора Верре (Joseph Isidore Verrees).