Памятник Петру I был сооружён рабочими, мастеровыми и служащими ИТОЗа в честь 200-летия основания завода.
Принято считать, что производство охотничьего оружия на казённых заводах прекратилось со вступлением России в Первую мировую войну и возобновилось после окончания Гражданской войны. Это не совсем так.
В Российской империи начало войны сопровождалось мобилизацией промышленности и резким ростом военных заказов. Численность войск с августа по сентябрь 1914 года увеличилась почти на миллион человек. Главное артиллерийское управление, в ведении которого находились оружейные заводы, всеми силами стремилось нарастить выпуск стрелкового оружия, а также собрать и передать армии всё, что можно было использовать для её вооружения, включая старые модели винтовок и карабинов. Тульский оружейный завод стал наращивать производство и увеличивать число работников. Их количество с 1 июля 1914 по 1 июля 1916 года выросло более чем в 2 раза (с 8440 до 21251). Мобилизация промышленности подразумевала прекращение выпуска военными заводами гражданской продукции. В августе 1914 года охотничья мастерская Тульского оружейного была остановлена. Тем не менее, в 1916 году выполнение частных заказов, принятых до войны, в том числе на охотничье оружие, возобновилось силами других мастерских (цехов). Этот факт подтверждает отчёт о выполнении таких заказов за 1916 год начальника завода Главному артиллерийскому управлению.
Работники завода с образцами продукции в тире. 1910 год. Фото: myslo.ru
По данным из «Ведомости кладовой готовых изделий по частным заказам об остатках изделий к 1 января 1918 года» на складе находилось: двуствольных ружей с замками в шейку – 1, двуствольных ружей курковых и бескурковых разных типов – 21, штуцеров – 8, одноствольных ружей с верхним ключом – 4, винтовок «Сибиряк» — 1, карабинов Пипера – 2, карабинов с верхним ключом кал. 32/40 – 2, карабинов Бердана кал. 32/40 с новой ложой и стволом – 17, карабинов Бердана кал. 440 с новой ложой — 4, карабинов, переделанных из винтовок Бердана кал. 440 – 18. Приход к власти Временного правительства сопровождался активизацией Центрального заводского комитета (ЦЗК) Союза металлистов (профсоюза). Большевики добивались контроля над ЦЗК, поскольку тульские оружейники плохо поддавались «революционной агитации». Партийные историки пытались объяснить этот факт «засорённостью мелкобуржуазным элементом», «влиянием мелкобуржуазных партий» и «шовинистическими настроениями». Большинство работников завода осудили октябрьский переворот и захват власти большевиками. В. Ульянов (Ленин) в письме Каминскому, Оськину и Межлауку 20.10. 1919 года написал: «В Туле массы далеко не наши».
1918 год.
С ноября 1917 года производство боевого оружия стало резко сокращаться. В своём рапорте в Главное артиллерийское управление от 25 июня 1918 года начальник ТОЗа Павел Петрович Третьяков написал: «Принимая во внимание переход завода от массового во время войны производства военного снаряжения на мирный труд, когда казённые наряды могут быть ограничены до минимума, последствием чего явится необходимость массового увольнения мастеровых, которые собою увеличат и без того имеющиеся большие кадры безработных, и чтобы избежать этого несчастья и в то же время не оставить без должного использования мощные технические сооружения завода, мною сделано распоряжение техническому персоналу завода спешно разработать проекты на разного рода изделия для выработки их на заводе в порядке частных заказов».
Начальник ИТОЗа Павел Петрович Третьяков (1864-1937).
Речь шла о производстве охотничьего оружия, частей машин, станков, велосипедных частей, инструмента и пр. В соответствии с учётными данными на 1.01.1918 года по охотничьей мастерской числилось значительное количество оружия довоенного ассортимента в разной степени завершённости, а также стволы, коробки, замки, различные детали и тд. на общую сумму 151020 руб. Одной из задач стала организация производства с использованием этого задела. В мае ТОЗ приобрёл у Общества тульских меднопрокатных и патронных заводов 5 тыс. гильз от 12 до 28 калибра. Что интересно, помимо гильз длиной 70 мм были заказаны гильзы длиной 65 мм, причём всех калибров. В августе было приобретено 300 пудов жжёного рога, использовавшегося для цементации коробок. В октябре была заказана большая партия пыжей, а также производственная мебель, книги учёта, бланки, печати, и тд. В декабре купили 15 пудов чёрного пороха «Медведь».
Постановление хозяйственного комитета ТОЗа о приобретении 15 пудов пороха «Медведь». Декабрь 1918 года.
Первый список младшего технического персонала, мастеровых и служащих охотничьей мастерской датирован 20 октября 1918 года . Этот документ позволяет с хронологической точностью отследить этапы её воссоздания. 5 ноября 1917 года к мастерской был приписан первый работник – техник-конструктор Александр Прокофьев из чертёжной завода, что вполне объяснимо, поскольку требовалось восстановить чертежи и техническую документацию. Вероятно, эта работа была в основном закончена к лету 1918 года. 1 июня в охотничью мастерскую из ствольной мастерской были переведены: Пётр Бородинский на должность цехового мастера и Николай Сафронов на должность помощника контрольного мастера. 15 сентября появился второй цеховой мастер Аким Султанов из контрольной мастерской. 26 сентября из модельной мастерской был переведён столяр-осадчик Дмитрий Жданов. 1 октября появился второй осадчик – Елезвой Митропольский из пулемётной мастерской №2 и гравёр Владимир Соболев из пулемётной мастерской №1. Вместе с ними в охотничью мастерскую был назначен старший мастер Иван Седачёв из пулемётной №1. 5 октября в мастерскую был переведён слесарь-лекальщик (отладчик) Павел Мачков из пулемётной №1, а 27 ноября – второй отладчик Николай Баранов из приборно-магазинной мастерской. 17 октября появился второй помощник контрольного мастера Гавриил Киреев из ствольной мастерской. Таким образом, на первом этапе охотничья мастерская состояла из 5-ти мастеровых, 5-ти мастеров и техника-конструктора, а также 6-ти служащих (2 конторщика, машинистка, 3 кладовщика). Кроме того, к мастерской были прикомандированы 4 кладовщика готовых изделий и 3 упаковщика. В 1918 году охотничьей мастерской заведовал старший техник (с 1919 года — военный инженер-технолог) Борис Яковлевич Успенский (капитан артиллерии Б.Я. Успенский с 1916 по 1918 год был начальником Тульской оружейной школы, готовившей армейских оружейников). Его заместителем стал оружейный техник А. Павлов. 21 июня 1918 года бухгалтер завода Иван Алексеевич Даев обратился с рапортом в Главное артиллерийское управление. В рапорте содержалась калькуляция накладных расходов, размер которых из-за падения производства составлял почти 1000%. При таком уровне накладных расходов работа с частными заказами становилась бессмысленной. Даев просил установить минимум в 165% и повышение производить в соответствии с рыночными ценами на аналогичную продукцию. В сентябре завод возобновил приём частных заказов.
Фрагмент переписки начальника ТОЗа с ВСНХ по поводу частных заказов.
В 1918 году в охотничьей мастерской было изготовлено 24 двуствольных ружья центрального боя и продано 31 такое ружьё. Берданок и другого охотничьего оружия в 1918 году не выпускалось. В соответствии с Приказом Реввоенсовета № 181 от 31.10.1918 года ТОЗ получил название: «1-е оружейные заводы Р.С.Ф.С.Р.». Почему во множественном числе? Дело в том, что расширение производства с началом войны на территории бывшего Механического и сталелитейного завода, отошедшего к ТОЗу в 1912 году, привело, по сути, к созданию второго завода (ныне «Туламашзавод»). По решению Главного артиллерийского управления от 2 августа 1918 года было создано Правление завода в составе 7-ми человек, из которых только двое: П. А. Гусев и Б.И. Каневский представляли старую администрацию. В состав Правления вошёл и председатель ЦЗК бывший слесарь Н.В. Савицкий. Начальник завода генерал П.П. Третьяков позднее был отозван в распоряжение Главного артиллерийского управления.
(Продолжение следует)