Глава VI. Иван Алешкин.
Информации об Иване Леонтьевиче Алешкине сохранилось крайне мало. Точно известно, что родился он в 1858 году. Весьма интересные выводы позволяет сделать сопоставление некоторых фактов, адресов и дат. «Адресная книга города С.-Петербурга на 1892 год» (первый год издания) под редакцией П.О. Яблонского даёт следующие данные: Иван Леонтьевич Алешкин, Мойка, 38. В адресной книге на 1894 год появляется существенное дополнение: «Алешкин, Ив.Леон. (Мастерск.) Мойка, 38». В последующих адресных книгах: на 1895 и 1897 г. — Мойка, 40, на 1899 и 1900 г. – опять Мойка, 38, с 1901 г. – Екатериненский канал, 40, с 1909 г. – ул. Гороховая, 25. Как известно, по адресу: Мойка, 36 находилась мастерская известного оружейника Николая Гонно. Разобраться во всём этом можно, если знать историю застройки места между Невским проспектом, Мойкой, Волынским переулком и Большой конюшенной улицей. Весь этот квартал представлял собой смежные узкие участки, принадлежавшие разным собственникам. Во внутренних дворах зданий, фасады которых выходили на Мойку 36-38 и Большую конюшенную улицу 23-25, располагалось большое количество пристроек, флигелей и отдельностоящих строений, реконструировавшихся и перестраивавшихся вместе со сменой собственников участков.
Мастерские Гонно и Алешкина находились на смежных участках по адресам: Мойка, 36 и Мойка, 38.
До 1892 года на участке с адресом: Мойка, 36 находились так называемые «Волковские номера» — небольшая гостиница (меблированные комнаты) с выходом на Большую конюшенную улицу, а остальная территория была плотно застроена разными строениями, в том числе банями. В 1892 году они были перестроены и расширены новой владелицей участка Прясловой. Гостиница и «банный комплекс» существовали до 1912 года. По адресу: Мойка, 38 с 1863 по 1914 год располагалось «реформатское училище» (школа евангелическо-реформатских церквей), а по адресу: Большая конюшенная, 25 — здание Французской реформатской церкви св. Павла. По адресу: Мойка, 40 находилась гостиница Демута. К 1894 году она была превращена новым владельцем фон Дервизом в доходный дом. Вместе с мастерской Алешкина по адресу: Мойка, 38 находилась водопроводная мастерская Богданова. Когда у Алешкина появился адрес на Мойке 40, Богданов перестал числиться на Мойке 38. Возвращение Алешкина обратно на Мойку 38 совпало с появлением по этому же адресу «медно-котельной» мастерской Богданова.
Школа евангелическо-реформатских церквей (слева). Где-то там во внутренних дворах располагалась мастерская Алешкина.
В «Журнале охоты» (под ред. А.Е. Корша) за 1890 год была напечатана статья, где разговор шёл о современных ружьях, которые «…дошли до такого боя в лучших своих представителях, который удовлетворяет не только все требования охоты и садочной стрельбы, но и далеко превышает их. Для примера приведу два ружья, весьма разные между собой и по сверловке, и по опиловке. Ружьё со стволами работы Пёрдэ, цилиндр (принадлежащий А.П. Ивашенцову), и ружьё со стволами Алешкина № 9, чоковой сверловки…». То есть, в 1890 году у Алешкина была своя мастерская, им было выпущено, как минимум, 9 ружей под своим именем, которые можно было сравнивать «со стволами работы Пёрдэ». Стоит напомнить, что в 1890 году мастеру было всего лишь 32 года. Промысловые свидетельства он выкупал с 1899 по 1916 год. С 1909 года проживал по адресу: ул. Гороховая, 25, там же держал оружейный магазин. Умер в 1925 году. Главный вопрос: что было до 1890 года? Пока тут только версии. Ю.В. Шокарев предположил, что Алешкин — ученик Мацки. В.Е. Маркевич написал, что Алешкин – ученик Лежена. Поскольку других версий нет, думаю, стоит рассмотреть подробнее имеющиеся. Оружейник Вильгельм (Василий Васильевич ) Лежен скончался в 1876 году ещё не старым, но очень больным человеком. В 1872 году по причине болезни он был отставлен с должности оружейного мастера при Дирекции императорских театров. Алешкину в это время было 14 лет. В 1885 году после смерти вдовы сыновья Лежена Василий и Георгий открыли торговый дом «В.В. Лежен». Братья занимались оружейным бизнесом и были купцами, а не оружейными мастерами. В сентябре 1887 года Василий Лежен купил фирму Гонно (неизвестно только, вместе с мастерской на Мойке 36 или без неё). Гонно сотрудничал с отцом братьев Лежен, и чуть ли не обслуживал его магазин, как написал В.В. Курбатов. Таким образом, теоретически Алешкин мог работать у Гонно на Мойке 36 или мог работать у Леженов, он мог организовать свою мастерскую до продажи фирмы Гонно, а мог уйти из неё после продажи. После смены владельца участка на Мойке 36 была затеяна реконструкция, что могло подтолкнуть Алешкина начать собственное дело, и для этого он мог арендовать мастерскую по соседству на Мойке 38. Справедливости ради стоить сказать, что версия случайного появления мастерской Алешкина по соседству с мастерской Гонно тоже имеет право на существование, но она всё же менее вероятная, чем, например, предположение, что у какого-то строения или флигеля во внутренних дворах поменялся адрес с Мойки 36 на Мойку 38. Версий много, но с большой долей вероятности всё же можно предполагать, что Алешкин имел отношение к мастерской Гонно. Это многое объясняет. Например, почему изделия Алешкина и Мацки столь похожи, и почему у них ствольные блоки и замки от одних и тех же поставщиков. Если Алешкин работал у Гонно, то, скорее всего, под началом Мацки. В этом случае его вполне можно считать учеником мэтра.
Курковые ружья Алешкина и Мацки очень похожи. На снимке ружьё Алешкина № 30.
В своей рекламе Иван Леонтьевич называл себя поставщиком Императорского военного общества охоты. «…6 марта 1906 года Его Величеству Государю Императору благоугодно было принять Первое Военное общество Охоты под Своё покровительство и пожаловать ему наименование «Императорского Военного общества Охоты»» (Полное собрание законов Российской Империи. 1909 г ). Председателем общества был великий князь Николай Николаевич Романов, страстный охотник, основатель знаменитой Першинской охоты. В романе Ф. Шахмагонова «Поклонение антихристу»(т. 2, стр. 105 и 106) есть эпизод, связанный с ружьём Алешкина: «За тысячу рублей золотом купил у великого князя Николая Николаевича охотничье ружье «магнукум» (Алешкина – прим. автора) под номером 19». Откуда у писателя взялся этот эпизод, выяснить не удалось, но вряд ли он мог являться плодом фантазии, поскольку чтобы так «фантазировать» нужно очень хорошо знать вопрос. Будучи председателем Императорского военного общества охоты, великий князь вполне мог иметь ружьё его поставщика.
Этикетка из магазина Алешкина.
В 1909 году в своём объявлении Алешкин написал, что принимает заказы на ружья своей мастерской, а также продает ружья лучших фабрик и охотничьи принадлежности. Коллега из Грузии прислал снимки горизонталки Лебо-Куралли, изготовленной в 1908 году по заказу Алешкина, а мне самому как-то раз попалось ружьё Пёрдэ, заказанное через его магазин.
Ружьё Лебо-Куралли с замками типа H&H. Изготовлено по заказу Алешкина в 1908 году. Фото: Г. Кикачеишвили.
Что касается «ружей своей мастерской», то тут всё неоднозначно. Известны несколько типов ружей с надписью «Иван Алешкин. С.-Петербург.» или «Иван Алешкин в С. Петербурге».
Надпись «Иван Алешкин. С.-Петербург.» или «Иван Алешкин в С. Петербурге» можно наблюдать на стволах или прицельной планке.
Курковые ружья Алешкина собраны с использованием комплектации тех же производителей, что и курковки Мацки: ствольные блоки Килби, замки Бразье, затворные коробки P. Webley & Son и/или W. & C. Scott & Son (точно установить пока не удалось), бельгийские основания цевья. Те курковые ружья Алешкина, что мне удалось увидеть, не имели верхнего скрепления и запирались нижней рамкой на два подствольных крюка. Если не обращать внимания на некоторые особенности опиловки коробки и боковых оснований замков, то курковки Алешкина и Мацки очень похожи; они имеют одинаковую отделку, выполненную, скорее всего, одной и той же рукой.
Набор лондонских клейм на ружье Алешкина.
Бескурковые ружья Алешкина с замками на боковых основаниях, как правило, имеют полный набор лондонских клейм, что говорит о их поставке в «белом» виде, то есть без дерева и отделки. Эти ружья имеют замки Бразье и ствольные блоки Килби из стали Витворта. Ружьё № 75 имеет дополнительный блок стволов, изготовленный из трубок Круппа бельгийской компанией Лажо и Жонле (клеймо LJ). Верхний узел запирания на бескурковках Алешкина представляет собой массивную горизонтальную задвижку, заходящую в прорезь на выступе ствольного блока или заходящую на небольшой по высоте выступ, как в запирании Пёрдэ.
Один из 2-х вариантов верхнего скрепления на ружьях Алешкина.
Небольшой выступ позволял не прорезать головку коробки сверху (слева). Верхнее скрепление на ружье «В.В. Лежен» (справа).
Такое запирание использовалось в ружьях «первой системы Ивашенцова» под маркой торгового дома «В.В. Лежен», только сам выступ и, соответственно, паз в головке коробке имели вид креста. Опиловка боковых оснований была, может быть, не самой рациональной, но вполне оригинальной.
Оригинальная опиловка бокового основания ружья Алешкина.
Вопрос: с кем ещё сотрудничал Алешкин в Великобритании, кроме P. Webley & Son (и/или W. & C. Scott & Son) и компании Бразье — остаётся открытым. Ещё один тип ружей не представляет никаких трудностей при атрибуции. Это ружья Алешкина, выпущенные после 1906 года компанией Николаса Лажо и Генри Жонле из Льежа (Nicolas Lajot & Henri Jonlet).
Ружьё Алешкина № 90 выпущено компанией Николаса Лажо и Генри Жонле из Льежа. Фото: Валерий Вышегородских.
В Бельгии при большом количестве «фабрикантов» оружия было не так много мануфактур, имевших производство полного цикла. Фабрика Лажо и Жонле была одной из них, и в этом смысле ничем не уступала, скажем, такой известной компании как Август Франкотт. Многие оружейники в Европе и самой Бельгии использовали их комплектацию.
Так выглядела мануфактура Николаса Лажо и Генри Жонле на rue Aux Chevaux 33 в Льеже в начале XX века (слева). Сегодня на этом месте жилой дом (справа).
Факт сотрудничества русского «фабриканта» и бельгийских производителей подтверждает В.В. Курбатов, знавший бывшего старшего мастера Алешкина — П.И. Шаца, к которому «обращался за советами неоднократно».
Ружьё Алешкина № 75 с 2 парами стволов. Фото: Борис Хейфиц.
Ружьё Алешкина № 83. Фото: artemida-hunter.ru
Ружьё Алешкина № 64. Фото: mymarket.ge
Если описать известные ружья с именем Алешкина, то список не будет слишком длинным.
Ружьё № 24, 12 кал., курковое, блок стволов Килби из стали Витворта, запирание рамкой на 2 подствольных крюка, пистолетная ложа.
Ружьё № 30, 12 кал., курковое, блок стволов Килби № 20251 из ламинированной стали, запирание рамкой на 2 подствольных крюка, прямая ложа.
Ружьё № 62, 12 кал., бескурковое, блок стволов Килби из стали Витворта.
Ружьё № 64, 10 кал., курковое, дамасковый блок стволов Килби, замки Бразье, металлические накладки на носке и пятке приклада.
Ружьё № 68, 12 кал., бескурковое, блок стволов Килби из стали Витворта, замки Бразье с задней пружиной, эжекторы H&H, запирание рамкой на 2 подствольных крюка и горизонтальной задвижкой в паз на выступе ствольного блока, пистолетная ложа.
Ружьё № 72, из пары, 12 кал., бескурковое, блок стволов Килби № 22834 из стали Витворта, замки Бразье с задней пружиной, эжекторы Дили, запирание рамкой на 2 подствольных крюка и горизонтальной задвижкой в паз на выступе ствольного блока, прямая ложа.
Ружьё № 75, 12 кал., бескурковое, блок стволов Килби № 23041 из стали Витворта, замки Бразье с задней пружиной, запирание рамкой на 2 подствольных крюка и горизонтальной задвижкой на выступ ствольного блока, пистолетная ложа, дополнительный блок стволов 12 кал. из трубок Круппа бельгийской компании Лажо и Жонле.
Ружьё № 83, 20 кал., бескурковое, блок стальных стволов Килби № 23571, замки Энсон-Дили, запирание рамкой на 2 подствольных крюка и горизонтальной задвижкой на выступ ствольного блока, п/пистолетная ложа, эжекторы, полный набор лондонских клейм.
Ружьё №90, из пары, 20 кал., бескурковое, бокслоки, эжекторы, прямая ложа, изготовлено бельгийской компанией Лажо и Жонле.
Ружьё № 93, 12 кал., бескурковое, блок стволов Килби из стали Витворта, подкладные замки, прямая ложа, изготовлено в 1914 году, принадлежало А.А. Казанцеву.
Ружьё № 94, 20 кал., бескурковое, стволы из стали Польди-Антикорро.